Армяне в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех
Д. Лобанов
В приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех в XVIII в. в разное время было четыре армянских двора. И это не случайно, Ильинка и прилегающие к ней переулки еще в конце XVII в. были центром армянской общины в Москве.
К 1742 г. в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех числились два армянских двора — торгового армянина Григория Давыдовича Еселева (Гиселева), напротив Богоявленского монастыря, и дельфийского армянина Мануила Назарьевича Баранова, на противоположной к церкви Космы и Дамиана стороне Космодамиановского переулка, между дворами Толстых и купца И.Ф. Карунина1.

Переписная книга города Москвы. 1738−1742 гг. Т. 1. М., 1881. С. 33.

Фрагмент реконструкции плана землевладений в Китай-городе в середине XVIII в. О. П. Щенковой и А. С. Щенкова. № 26 — двор Г. Д. Гиселева; № 29 — двор М. Н. Баранова; № 45 — церковь Космы и Дамиана в Старых Панех.

Притоку армян в Москву способствовал новый этап развития русско-армянских торгово-экономических отношений в начале XVIII в. В указе Сената от 22 марта 1711 г. говорится: «Персидский торг умножить и Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда»2. Политика Петра I привела к значительному увеличению армянского населения в России вообще и в Москве в частности.
Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. 1. М., 1833. С. 333.
К концу XVII в. в Москве жило почти 2 тыс. армян, и власти разрешили открыть на Ильинке, где преимущественно жили армяне, на территории Посольского двора Армянскую церковь3.
Царева Т. В. Армяне Москвы. От прошлого к настоящему // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2018. № 4. С. 101.
Но в 1717 г. Посольский двор был отдан Петром I под шелковую фабрику (мануфактуры здесь размещались до 1780-х гг.)4. Армянская церковь на Посольском дворе была закрыта. Тогда, по решению архиепископа Минаса (Тиграняна), официального представителя армян при русском дворе, купец Григорий Давыдович Еселев, впоследствии владевший двором в приходе церкви Космы и Дамиана, «с товарыщи» нанял для устройства церкви соседний двор дворянина Никона Волкова, где они построили «армянской церкви костел». Там она просуществовала несколько лет. Однако, 27 марта 1723 г. Святейший Синод издал постановление «о запрещении… и разрушении оного строения», и в результате церковь была перенесена в деревянный покой на Пресню, где было устроено первое армянское кладбище в Москве5.
Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 279.
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской Империи. Т. III. 1723 г. СПб., 1875. С. 84; т. 3. С. 276.
В 1740 г. армянский купец Богдан Христофорович Шабалов на месте современного владения № 14 на Новой площади рядом с Вологодским подворьем построил «своим иждивением» каменную церковь с «немалым украшением церковным». Она была возведена «близ палат», в которых армянское богослужение совершалось до строительства храма6. Но уже 16 января 1742 г. последовал указ об упразднении всех армянских церквей, кроме одной в Астрахани7.

Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 220.
Армяно-русские отношения в XVIII веке. Сборник документов. Т. 3. Ереван, 1978. С. 344.

Фасад армянской церкви в Китай-городе. 1740 г. (Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 220).

31 ноября 1753 г. Григорий Давыдович Гиселев, названный в документе купцом Джульфийской компании*, вместе со своим товарищем армянским купцом Иваном Мирзахановым и капитаном князем Отаром Тумановым подали прошение о позволении иметь в Москве армянскую церковь, но положительного решения на прошение дано не было8.

Армяно-русские отношения в XVIII веке… С. 276.
Новая Джульфа (Нор Джуга) — армянский квартал Исфахана (Персия, Иран). Основанный и названный в честь более древнего города Джульфа в начале 17 века, он является одним из старейших и крупнейших армянских кварталов в мире.

Фрагмент* исповедной ведомости церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1753 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 267. Л. 286).

9. Арменина Григория Давыдова

Жена его Татиана Леонтьева. 60 [лет]

Сын их придворный лакей отставной Алексей Григорьев 39 [лет]

Жена его Пелагея Федорова. 31 [год]

Дети Алексея Григорьева:

Алексей Алексеев. 14 [лет]

Иван Алексеев 13 [лет]

Екатерина 6 [лет]

Агриппина 4 [лет]

Праскева 2 [лет]

В это время двором в приходе церкви Космы и Дамиана владеет жена Г. Д. Еселева Татьяна Леонтьевна. 9 ноября 1759 г. она продает за 1.800 р. свой двор купцу Михаилу Михайловичу Шорину9. Другой же армянский двор — Мануила Назарьевича Баранова — еще в конце 1740-х гг. был продан греку Ивану Михайловичу Мавродину10.
Москва Актовые книги XVIII века. Т. 9. М., 1900. С. 163.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 103 об.
В середине XVIII в. в приходе церкви Космы и Дамиана появляются еще два армянских двора. 25 января 1753 г. за 150 р. у копеиста* Петра Григорьевича Сальникова покупает двор возле Вологодского подворья армянин Михаил Иванович Ераспопов. В дальнейшем его двор принадлежал армянину Якову Ивановичу Полуцкому11.
Москва Актовые книги XVIII века. Т. 8. М., 1898. С. 124; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 267. Л. 111.
Копиист — переписчик бумаг в канцеляриях дореволюционной России 18−19 вв.
3 апреля 1766 г. армянин Варлаам Аракелов покупает за 1500 р. двор напротив церкви Космы и Дамиана у князя Николая Ивановича Одоевского12. Этот двор будет во владении армян до 1806 г. В 1782 г. его покупает армянин Лазарь Иванов, а в 1797 г. его новым хозяином становится астраханский именитый гражданин, коммерции советник* Авет Калустов (Галустян) (1750−1811)13.

Москва Актовые книги XVIII века. Т. 10. М., 1902. С. 175.
ОР РГБ. Ф. 178. К. 11 200. Д. 10. Л. 21; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 606. Л. 116 об.
Коммерции советник — почетный титул, установленный в 1800 г. для купечества.

Фрагмент плана Городской части Кремля и Китай-города. 1803 г. № 23 — двор коммерции советника Авета Калустова.

Фамилия Калустовых происходит из Грузии. Отец Авета Калустова переселился в Персию, где занялся торговлей. В подтверждение своего дворянского происхождения Авет Калустов был пожалован грузинским царем Ираклием II в 1785 г. грамотой и гербом14. Переселившись в Астрахань, именитые граждане Авет Калустов и его брат Макар открыли торговлю шелковыми товарами в Москве и Санкт-Петербурге, торговали с Персией, Голландией и Англией15.
Московские ведомости. 24 августа 1821. № 68. С. 1196.
Рябцев А. Л. Астраханское гильдейское купечество и его специализация в конце XVIII — начале XIX века. С. 149.
Женой Авета Калустова была Сусанна Григорьевна Калустова (1770−1818), дочь известного коммерсанта Григория Сафразовича Ходжиминастова (ум. 1778), армянина из Джульфы* (Персия), владельца известного алмаза «Орлов», который впоследствии был вмонтирован в державный скипетр российских монархов. Сусанна Григорьевна была племянницей барона Лазаря Назаровича Лазарева (1700−1782), родоначальника российской ветви известного армянского рода дворянского происхождения. После смерти отца она, скорее всего, воспитывалась в семье Лазаревых. Погребена была С. Г. Калустова в армяно-григорианской церкви Воскресения Словущего на Армянском кладбище, построенном «иждивением» Мины и Иакима Лазаревичей Лазаревых в 1815 г., в усыпальнице Лазаревых-Абамелек16.

Московский некрополь / сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. Т. 2. М., 1908. С. 8.

Храм Воскресения Словущего на Армянском кладбище. Фотография 2010 г.

В сентябре 1806 г. Авет Калустов продает свой двор в приходе церкви Космы и Дамиана петербургскому купцу Михаилу Карповичу Веберу17. На этом история армянских домовладений в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех, ведущая свое начало со второй четверти XVIII в., заканчивается.
ЦГА Москвы. Ф. 32. Оп. 11. Д. 3849. Л. 1−4.

1 Переписная книга города Москвы. 1738−1742 гг. Т. 1. М., 1881. С. 33.
2 Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. 1. М., 1833. С. 333.
3 Царева Т. В. Армяне Москвы. От прошлого к настоящему // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2018. № 4. С. 101.
4 Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 279.
5 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской Империи. Т. III. 1723 г. СПб., 1875. С. 84; т. 3. С. 276.
6 Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 220.
7 Армяно-русские отношения в XVIII веке. Сборник документов. Т. 3. Ереван, 1978. С. 344.
8 Армяно-русские отношения в XVIII веке… С. 276.
9 Москва Актовые книги XVIII века. Т. 9. М., 1900. С. 163.
10 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 103 об.
11 Москва Актовые книги XVIII века. Т. 8. М., 1898. С. 124; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 267. Л. 111.
12 Москва Актовые книги XVIII века. Т. 10. М., 1902. С. 175.
13 ОР РГБ. Ф. 178. К. 11 200. Д. 10. Л. 21; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 606. Л. 116 об.
14 Московские ведомости. 24 августа 1821. № 68. С. 1196.
15 Рябцев А. Л. Астраханское гильдейское купечество и его специализация в конце XVIII — начале XIX века. С. 149.
16 Московский некрополь / сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. Т. 2. М., 1908. С. 8.
17 ЦГА Москвы. Ф. 32. Оп. 11. Д. 3849. Л. 1−4.