Церковное кладбище

Д. Лобанов
В первой половине XVII в. старое церковное кладбище находилось у церкви Космы и Дамиана в Старых Панех, рядом с дворами дьякона, просвирницы* и пономаря*. К 7165 г. (1656/1657) на кладбище уже было «тесно, порожних мест нет»1. Поэтому по указу царя Алексея Михайловича кладбище было решено расширить и взять под новые места «дворовые места дьяконское и пономарское да просвириницыно место… а пономарю и просвирнице жить на попове дворе с попом вместе»2. Попов двор, которым тогда владела вдова попа Прокофия Ирина, располагался напротив храма, на противоположной северной стороне Космодамиановского переулка3.
К сожалению, за отсутствием архивных данных практически нельзя определить, кто был похоронен на церковном кладбище, кроме членов причта*. Но известно, что в середине XVIII в. на кладбище при церкви Космы и Дамиана были похоронены родители митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) (1730−1801) и архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова) (1728−1802), причисленного в 1984 г. к лику святых Русской православной церкви в составе Собора Сибирских святых, — синодальный иподиакон Петр Федоров и его жена Параскева Семенова (около 1758 г. они исчезают из исповедных ведомостей своей приходской церкви Ильи Пророка на Новгородском подворье)4.
Практически ничего неизвестно о храмовых захоронениях церкви Космы и Дамиана. В 1996 г. при натурном исследовании храма перед его реставрацией был обнаружен фрагмент белокаменной плиты5. Датировать плиту можно второй половиной XVI в. Если наши предположения верны, то плита могла находиться еще в первом каменном храме, построенном после пожара 1564 г.

Фрагмент белокаменной плиты, обнаруженный в 1996 г.

Практически ничего неизвестно о храмовых захоронениях церкви Космы и Дамиана. В 1996 г. при натурном исследовании храма перед его реставрацией был обнаружен фрагмент белокаменной плиты5. Датировать плиту можно второй половиной XVI в. Если наши предположения верны, то плита могла находиться еще в первом каменном храме, построенном после пожара 1564 г.

Фрагмент белокаменной плиты, обнаруженный в 1996 г.

В 2019 г. при проведении работ в Старопанском переулке был обнаружен фрагмент белокаменной плиты конца XVI-начала XVII вв. Как предполагают археологи, плита могла принадлежать одному из прихожан церкви Космы и Дамиана6. В таком случае, фрагмент плиты относится к захоронениям старого церковного кладбища до его расширения в середине XVII в.

Фрагмент белокаменной плиты, обнаруженный в 2019 г.

В 2019 г. при проведении работ в Старопанском переулке был обнаружен фрагмент белокаменной плиты конца XVI-начала XVII вв. Как предполагают археологи, плита могла принадлежать одному из прихожан церкви Космы и Дамиана6. В таком случае, фрагмент плиты относится к захоронениям старого церковного кладбища до его расширения в середине XVII в.

Фрагмент белокаменной плиты, обнаруженный в 2019 г.
В конце XIX в. при составлении «Надгробной летописи Москвы» А. А. Мартынов обратил внимание на белокаменную плиту с надписью, расположенную на северной наружной стене храма: «1723 года Апреля 3 дня преставися раб Божий Иоанн Семенов сын Каратаев и погребен против сих дверей, а жития его было 75 лет»7. Однако, год смерти автором летописи был указан неверно — при натурном исследовании плиты удалось его уточнить — 1743 год.

Белокаменная плита И. С. Каратаева (ум. 1743).

В начале XIX в. при перестройке церкви на месте церковного погоста был построен придел Успения Пресвятой Богородицы с трапезной и каменная колокольня8. Остатки церковного погоста были утрачены в XIX в.

1 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми, при руководстве И.Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб. 15.
2 Там же. Стб. 15.
3 Там же. Стб. 15–16.
4 Макарий (Миролюбов), архимандрит. Сказание о жизни и трудах преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санктпетербургского. СПб., 1857. С. 4; Ильинка сквозь века. Ревнители благодатного просвещения / Сост. Берхина Т.Г. 2010. С. 14.
5 Памятник истории и архитектуры XVI–XX вв. Церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана в Старых Панех. М., 2013. С. 46.
6 Фрагмент белокаменного надгробия XVI–XVII веков нашли в Старопанском переулке / Новости города / Сайт Москвы (mos.ru) (дата обращения 26. 03. 2023).
7 Мартынов А.А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив. 1895. № 8. С. 522.
8 ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2 об.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб. 15.
Там же. Стб. 15.
Там же. Стб. 15−16.
Макарий (Миролюбов), архимандрит. Сказание о жизни и трудах преосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и Санктпетербургского. СПб., 1857. С. 4; Ильинка сквозь века. Ревнители благодатного просвещения / Сост. Берхина Т. Г. 2010. С. 14.
Памятник истории и архитектуры XVI—XX вв. Церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана в Старых Панех. М., 2013. С. 46.
Мартынов А. А. Надгробная летопись Москвы // Русский архив. 1895. № 8. С. 522.
ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2 об.
Просвирница или просвирня — женщина, которая пекла просвиры (просфоры) на приходе; обычно вдова духовного звания; числилась в причте.
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.