Формирование прихода
Д. Лобанов
Слово «приход» возникло в конце XV в., под ним подразумевались люди, которые приходят к тому или иному местному храму1. С конца XV в. до начала XVIII в. церковный приход приобретает общественное значение как территориальная религиозная община2.
Наиболее ранние из сохранившихся материалов, дающих представление о застройке участков московских приходских церквей, относятся к середине XVII в. В этот период московский приход включал участок церковной земли, на котором находился сам храм и традиционно расположенное вокруг храма кладбище; дворы священно- и церковнослужителей*, дьяконов, просвирни*, пономаря*.3 С последней трети XVII века главной количественной характеристикой прихода стало число дворов, «приписанных» к той или иной церкви4.
К концу XVII в. в Москве было шесть сороков*: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Китайский, или Китайгородский, сорок, в состав которого входила церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, был самым маленьким сороком Москвы — в его состав входило около 20 приходов. К тому же, он обладал своей спецификой: здесь сосредотачивалась торговля, следовательно, было много лавок и мало жилых дворов.
По книге 1722 г. в приходе церкви Космы и Дамиана было 6 дворов5. Настоятелем церкви в это время был поп Косма Герасимов, служивший в ней с 1718 г.6
Согласно «Книги о мере в обывательских дворах, о белой земле в Кремле, в Китае и Белом городах» 1742 г. среди приходских дворов числились: двор Гостиной сотни* купцов Ильи и Петра Ивановичей Акишевых (№ 31, значится как двор при придельной церкви Иоанна Златоуста); двор церковного причта* (№ 45, рядом с двором Акишевых); двор лейб-гвардии Конного полка квартирмейстера* Александра Петровича Толстого и подпоручика* того же полка Иван Петровича Толстого (№ 30, бывший Голицынский двор, рядом с двором причта); двор дельфийского (вероятно, по происхождению) армянина Мануила Назарьевича Баранова (№ 29 на реконструкции); двор московского купца 1-й гильдии* Ивана Федоровича Карунина (№ 28 на реконструкции); двор московского купца Панкратьевской слободы* Михаила Михайловича Шорина (№ 27 на реконструкции); торгового армянина Григория Давыдовича Гиселева (№ 26, рядом с двором Шорина)7.
В первую исповедную ведомость церкви Космы и Дамиана за 1748 г. также вошли дворы — Ея Императорского Величества императрицы Елизаветы Петровны, бывший Шеинский, двор (№ 44 на реконструкции), Вологодское подворье* (№ 38 на реконструкции), и двор «города Могилева польской нации Осипа Павлова»8. Таким образом, к 1748 г. в приход входило 10 дворов.

Церковь Космы и Дамина в Старых Панех с приходскими дворами. Фрагмент реконструкции О. П. Щенковой и А. С. Щенкова плана землевладений в Китай-городе в середине XVIII в.

В 1771 г. в Москве разразилась чума, унесшая жизни многих москвичей. Среди них оказался и священник Ильинской церкви* на Новгородском подворье* Иоанн Петров, после чего храм был «опечатан». Московская духовная консистория* приняла решение, по которому «удобно» было приписать 39 дворов Ильинского прихода к 8 дворам церкви Космы и Дамиана в Старых Панех9. Окончательно решение о присоединении Ильинского прихода было принято, скорее всего, в середине 1770-х гг. (дворы Ильинского прихода, начиная с 1777 г., появляются в метрических книгах* церкви Космы и Дамиана)10. Ильинский храм в дальнейшем продолжал действовать как домовой*, но само Новгородское подворье вошло в состав прихода церкви Космы и Дамиана. Тогда же в приход вошли Казанское* и Троицкое* подворья.
В приход церкви Космы и Дамиана в 1803 г. входили дворы: № 36–37 – московского купца Алексея Гусятникова; № 38 – Казанское подворье; № 39 – двор и лавки коллежского асессора* Демида Мещанинова; № 40–41 – строения с двориками синодальных певчих*; № 42 – Новгородское подворье; № 43 – церковь Космы и Дамиана в Панех; № 45 – Троицкое подворье; № 47 – двор купеческой жены Марии Плотниковой; № 26 – двор московского купца Ивана Михайловича Шорина; № 25 – двор купеческой жены Дарьи Заборовой; № 24 – двор княгини Татьяны Ивановны Кропоткиной; № 23 – двор коммерции советника* Авета Калусова (рядом дом причта); № 21 – двор московского купца Семена Семеновича Головина; № 50 – двор московского купца Арапова; № 51 – дом купца Ильи Кознова11.

Схема плана Китай-города 1803 г. (по плану Московского Кремля и Китай-города 1803 г., выполненному О. Казанцовым. ГИК МЗ «Московский Кремль»).

На акварели Ф. Я. Алексеева можно видеть часть домовладений, входящих в приход церкви Космы и Дамиана.

Ф.Я. Алексеев, ученики. Богоявленский монастырь. Общий вид со стороны Рыбного переулка.1800-е гг.

Здесь представлен вид Биржевой (Карунинской) площади. На первом плане слева изображены колонны Гостиного двора. На противоположной стороне домовладения прихода церкви Космы и Дамиана — Троицкое подворье, рядом с Богоявленским монастырем* — каменные ряды зданий Певчей слободы (где жили синодальные певчие); справа — за Иосифо-Волоцким подворьем* — дом купеческой вдовы Заборовой и владение купцов Шориных; в начале Ильинки — часть дома купеческой жены Марии Плотниковой.

1 Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М., 2002. С. 235.
2 Там же. С. 249.
3 Баранцева Е.В. Формирование духовно-просветительских центров (в конце XX–начале XXI века нам примере Москвы). Дисс… кандидата архитектуры. Т. 1. М., 2020. С. 11.
4 Федорец А.И. Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х. –80-х. гг. XVIII в. Дисс. … к.и.н. М., 2014. С. 64.
5 Хавский П.В. Семистолетие Москвы 1147–1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 21.
6 Николаев И.Н. Перехожее духовенство при московских церквах за 1712–1723 годы. М., 1881. С. 77.
7 Переписная книга города Москвы. Том 1. 1737–1742. М., 1881. С. 33.
8 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Лл. 99–105.
9 Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 61; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 24.
10 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
11 Щенкова О.П., Щенков А.С. Архитектура Китай-города в Москве в XVIII – первой половине XIX в. М., 2021. С. 170-171.
Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. М., 2002. С. 235.
Там же. С. 249.
Баранцева Е.В. Формирование духовно-просветительских центров (в конце XX–начале XXI века нам примере Москвы). Дисс… кандидата архитектуры. Т. 1. М., 2020. С. 11.
Федорец А.И. Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х. –80-х. гг. XVIII в. Дисс. … к.и.н. М., 2014. С. 64.
Хавский П.В. Семистолетие Москвы 1147–1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 21.
Николаев И.Н. Перехожее духовенство при московских церквах за 1712–1723 годы. М., 1881. С. 77.
Переписная книга города Москвы. Том 1. 1737–1742. М., 1881. С. 33.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Лл. 99–105.
Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 61; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 24.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
Щенкова О.П., Щенков А.С. Архитектура Китай-города в Москве в XVIII – первой половине XIX в. М., 2021. С. 170-171.
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
Просвирница или просвирня — женщина, которая пекла просвиры (просфоры) на приходе; обычно вдова духовного звания; числилась в причте.
Церковнослужители — вспомогательные лица, участвующие в богослужении (иподьяконы, чтецы, певцы, свещеносцы…). В отличии от священнослужителей (епископ, пресвитер, диакон), над ними не совершается таинство священства.
Соро́к — церковно-административная единица в Москве XVI — начала XX веков: группа церквей, находившихся в непосредственной близости друг от друга. В нынешней Москве сорока́ не существуют, их заменили благочиния.
Сло́боды Москвы — территориально обособленные поселения (XIV — начало XVIII вв.) свободных людей, близких друг другу по роду занятий (иногда по происхождению).
Гильдии купеческие - в России (18 в. - 1917) сословные объединения купцов. Привилегированное гильдейское купечество делилось (с 1775) по размерам капитала на три гильдии.
Подпоручик — воинское звание (чин) обер-офицеров (наименование младших офицеров) в России (до 1917). Введено в 1703. Совр. аналогом в системах воинских званий (чинов) большинства государств является звание лейтенанта.
Квартирмейстер — в России должностное лицо в полку (офицер), отвечавшее за выполнение различных хозяйственных работ (размещение войск по квартирам, снабжение продовольствием…).
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Гостиная сотня — привилегированная корпорация русского купечества в конце 16 — начале 18 вв., вторая по богатству её членов и значению после гостей. В Г. с. правительство зачисляло торговых людей из посада и крестьян.
Троицкое подворье — подворье Троице-Сергеевой Лавры.
Казанское подворье — подворье Казанского архиерея.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.
Метрические книги — книги для официальной записи крещений (рождений), венчаний (браков), погребений (смертей) в России. Обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи установлено в 1722 (продолжалось до 1918 г.).
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.
Ильинская церковь — ныне существующий храм на улице Ильинка в Москве.
Коммерции советник — почетный титул, установленный в 1800 г. для купечества.
Синодальные певчие — певчие Московского Синодального хора (одного из старейших профессиональных хоров в России).
Коллежский асессор — в России гражданский чин 8-го класса. До 1845 давал потомственное дворянство, затем только личное.
Иосифо-Волоцкое подворье — подворье Иосифо-Волоцкого монастыря (мужской м-рь под Волоколамском).
Богоявленский монастырь — мужской монастырь в Москве (в настоящее время приходской храм).
Вологодское подворье — подворье Вологодского архиерея.
Новгородское подворье — подворье Новгородского архиерея.