Иеромонах Варнава (Гоголев)
Д. Лобанов

Иеромонах Варнава (Гоголев). Из книги монахини Серафимы (Л.Н. Савельевой). Воспоминания. Архангельск, 2010.

В 1927—1929 гг. в историю храма Космы и Дамиана в Старых Панех вписал своё имя иеромонах* Варнава (Гоголев).
Иеромонах — монах, имеющий сан священника. Сан иеромонаха соответствует сану иерея в «белом духовенстве».
Иеромонах Варнава, в миру Иван Михайлович Гоголев, родился в 1862 г. в селе Бор Семеновской волости Нижегородской губернии (с 1938 г. город Бор Нижегородской области)1. Фамилия крестьян Гоголевых села Бор была известна еще с первой четверти XVIII в.2 К роду Гоголевых принадлежал известный нижегородский предприниматель купец Иван Николаевич Гоголев.

РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25 255. Л. 77 об.
РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 209. Л. 4 об.

Фрагмент* послужного списка братии пустыни Св. Параклита за 1917 г. (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25 255. Л. 77 об. — 78).

Иван Михайлович окончил земскую школу*. 1 августа 1915 г. в возрасте 53 лет поступил в скит Троице-Сергиевой лавры, пустынь Святого Духа Параклита (греч. Παράκλητος - утешитель), расположенную в деревне Смена близ Сергиева посада. Пострижен в монахи с именем Варнава 25 февраля 1917 г. В скиту имел послушание свечника3.
РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25 255. Л. 77 об. — 78.
Зе́мская школа (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Монах Варнава. 55 [лет]. Грамоте обучался в земском училище. Из крестьян Нижегородской губернии Иван Гоголев, холост, в монахи пострижен 25 февраля 1917 г. в пустыне Св. Параклита. Поступил в пустынь Св. Параклита 1 августа 1915 г. Послушание проходит свечника…
После закрытия Троице-Сергиевой лавры пустынь Святого Параклита некоторое время действовала как самостоятельный монастырь, официально значась с 1918 г. как трудовая сельскохозяйственная Параклитовая артель. Богослужения в пустыни продолжали совершаться. По роду занятий монах Варнава значился в списках членов артели как земледелец4.

ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 20, 22.

ПУСТЫНЯ ПАРАКЛИТА

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Конец XIX — начало XX в.

Осенью 1927 г. скит был закрыт. Этот год стал новым этапом в жизни монаха Варнавы. Он стал духовным руководителем группы молодых людей во главе с Василием Петровичем Савельевым (впоследствии архимандритом Сергием), выбравших особый путь — общей жизни единой духовной семьей во Христе, где родство определяется не по крови, а по духу. До 1927 г. они были прихожанами храма Грузинской иконы Божией Матери в Никитниках, устроенного в приделе закрытого Троицкого храма, где настоятель, протоиерей Сергий Иванович Голощапов, стремился восстановить традиции строго уставной службы5.
Монахиня Серафима. С. 28−29; Далекий путь. С. 53−54.
16 (29) июля 1927 г. митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), замещавший тогда Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), обратился с посланием к верующим, в котором признал ошибки, происшедшие от вмешательства церковной иерархии и верующих в политическую жизнь народа, и призвал церковь молиться о благоденствии советской власти. Часть церковного общества осудила митрополита Сергия и откололась от него. В числе его непримиримых противников оказался и протоиерей Сергий Голощапов. Приход храма Грузинской иконы Божией Матери разделился. Группа во главе с В. П. Савельевым осталась верной митрополиту. В своих воспоминаниях архимандрит Сергий (Савельев) писал: «Мы чтили крест, который он принял на себя по долгу своего первосвятительства, и благодарили Бога, что в лице митрополита Серия церковь обрела мудрого архипастыря, который вывел нас, верующих, на единственно правильный путь в наших отношениях с гражданской властью»6.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 54−55.

Василий Петрович Савельев. Ок. 1929 г.

Из книги монахини Серафимы (Л.Н. Савельевой). Воспоминания. Архангельск, 2010.

Часть общины храма Грузинской иконы Божией Матери, объединившаяся вокруг регента* В. П. Савельева, нашла нового духовного руководителя в лице монаха Варнавы, суждение которого в связи с расколом в церкви было такое: «Кто отходит от митрополита Сергия, тот отходит от святой Церкви»7. Архимандрит Сергий (Савельев) вспоминал о нем так: «Отец Варнава был старец небольшого роста, худой, с умными светлыми добрыми глазами и большой седой бородой. Он был до крайности прост и любвеобилен. Таких ангелоподобных людей мало на земле. Не раз братия скита просила его принять священство и быть их духовником, но отец Варнава всегда смиренно отказывался, выражая твердое желание окончить свою жизнь простым монахом»8.
Там же. С. 56.
Там же. С. 56.
Регент — руководитель церковного хора.
Для поиска нового прихода монах Варнава благословил обратиться к архиепископу Звенигородскому Филиппу (Гумилевскому), временно управлявшему тогда Московской епархией. Архиепископ Филипп на вопрос о новом храме ответил: «Выбирайте любой храм в Москве, я вам помогу»9. После тщательных поисков был выбран храм Космы и Дамиана в Старых Панех.
Там же. С. 56.
К этому времени храм Космы и Дамиана претерпел реконструкцию, количество прихожан в последние годы заметно уменьшилось. В ходе строительства здания «Промбанка» были снесены колокольня и трапезная. После реставрации, проведенной под руководством архитектора Д. П. Сухова, храм увенчался двумя шатровыми белыми главами, была восстановлена древняя форма порталов и наличников. В храме продолжал служить его настоятель протоиерей Петр Иванович Архангельский с диаконом Владимиром Сергеевичем Казанским. Была в храме и маленькая, согнутая вдвое, старушка-просфорница Надежда Васильевна Шумова, вдова псаломщика церкви Федоровской иконы Божией Материи села Ворсино Подольского уезда10.

ЦГА Москвы. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 107. Л. 48 об.; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 57.

Храм Космы и Дамиана после реставрации. 1927 г.

Перед самым закрытием скита, В. П. Савельев перевез монаха Варнаву в Москву. В храме Космы и Дамиана «в своей длинной черной рясе он читал предначинательный псалом в полутьме начала службы. Потом уходил в алтарь»11. Весной 1929 г. архиепископ Филипп (Гумилевский) благословил отца Варнаву на принятие сана. В сан иеродиакона отца Варнаву архиепископ Филипп посвящал в храме Космы и Дамиана. В этот день весь храм, все иконы были украшены цветами белой сирени. В сан иеромонаха иеродиакон Варнава был рукоположен в Богоявленском соборе в Дорогомилово, который до разрушения в 1938 г. был кафедральным собором Русской православной Церкви12.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 50.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 58 — 59; Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 50.
В ночь на 29 октября 1929 г. иеромонах Варнава был арестован вместе с В. П. Савельевым, будущим архимандритом Сергием, на его квартире, в которой о. Варнава в то время проживал13. Вместе с ними были арестованы другие члены общины — сестра В. П. Савельева Евдокия Петровна (Душенька), Юрий Александров, Наталья Ивановна Сорокина14.
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917−1956. Биографический справочник. Кн. 3 (В). М., 2017. С. 50.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 56.
Отец Варнава после ареста провел 5 месяцев в Бутырской тюрьме. В марте 1930 г. был выслан на 3 года в Северный край, в Архангельск. 13 марта 1931 г. выбыл в село Нижние Матигоры Холмогорского района на оставшийся срок, где и провел последние два года жизни15.
За Христа пострадавшие… С. 50.
В ссылке в селе Матигоры отец Варнава имел возможность принимать духовных чад, вести с ними переписку, получать посылки. Принимал он посылки не только от своих духовных чад, но и от монахини Евдокии (Трофимовой), духовной дочери преподобномученика схиархимандрита Игнатия (Лебедева), старца Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и Высоко-Петровского монастыря, одного из основателей тайных монашеских общин, возникших при Петровской обители в 1920-е гг.16 Связь с Высоко-Петровским монастырем здесь не случайна. Еще до храма Грузинской иконы Божией Матери, молодые люди, входившие в общину, объединенную вокруг В. П. Савельева, по согласованию с архиепископом Варфоломеем (Ремовым), настоятелем Высоко-Петровского монастыря, знакомились с порядком службы в Высоко-Петровском монастыре17.
Мелехова Г. Н. Подвиг московских монахинь в богоборческие годы (по материалам следственного дела) // Церковь Богословие. История: материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 10 — 12 февраля 2018 г.). Екатеринбург, 2018. С. 147−148.
Монахиня Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 30.
В сентябре 1931 г. иеромонахом Варнавой был совершен постриг жены В. П. Савельева, Лидии Николаевны Савельевой, с именем Серафима в честь преп. Серафима Саровского. 8 октября 1932 г. по благословению епископа Леонида (Антощенко) иеромонах Варнава совершил постриг младшей сестры В. П. Савельева, Евдокии Петровны (Душеньки), с именем Евфросиния в честь преп. Евфросинии Суздальской, и Агриппины Тихоновны Пониматкиной (Грушеньки), тоже члена общины, в честь мученицы Веры18.
Там же. С. 89, 114.
До последних лет жизни отец Варнава сохранял теснейшую связь со своими «детками», как он называл членов общины. А они называли его «батя» (отчасти ради конспирации). Его письма полны любви, утешений и благословений тем, кто оставался в Москве и при всех своих скудных средствах собирал посылки своим заключенным и ссыльным.
Так, в 1932 г. в одном из писем отец Варнава писал: «Дорогие и возлюбленные о Господе дщери! Посылку я от вас получил в полной исправности и не нахожу слов, как благодарить вас за вашу любовь и заботу обо мне. Молю Господа Бога, да воздаст вам тысячекратно своими милостями и щедротами. Вы своею любовью о Христе поддерживаете и укрепляете мою ослабевшую старость. Да укрепит и вас Господь своею всемогущею благодатью шествовать спасительным путем…»19.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 221.
Умер отец Варнава 30 марта 1933 г. и был погребен за храмом Воскресения Христова села Верхние Матигоры20. В Нижних и Верхних Матигорах жили высланные священники, три дня после смерти отца Варнавы они, сменяя друг друга, читали Евангелие. Отпевание совершали 7 священников в Воскресенском храме села Матигоры по монашескому чину21.

Верхние Матигоры. Церковь Воскресения Христова. 1914 г.

За Христа пострадавшие… С. 50.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 269.
При реконструкции креста на могиле иеромонаха Варнавы 17 августа 1998 г., были найдены нетленные останки старца, о чем составлены акты их освидетельствования, хранящиеся в Воскресенском храме в Матигорах и храме Святого Духа в Холмогорах22.

Там же. С. 10 — 11.

Могила иеромонаха Варнавы (Гоголева) в селе Матигоры.


1 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25 255. Л. 77 об.
2 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 209. Л. 4 об.
3 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25 255. Л. 77 об. — 78.
4 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 20, 22.
5 Монахиня Серафима. С. 28−29; Далекий путь. С. 53−54.
6 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 54−55.
7 Там же. С. 56.
8 Там же. С. 56.
9 Там же. С. 56.
10 ЦГА Москвы. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 107. Л. 48 об.; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 57.
11 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 50.
12 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 58 — 59; Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 50.
13 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917−1956. Биографический справочник. Кн. 3 (В). М., 2017. С. 50.
14 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 56.
15 За Христа пострадавшие… С. 50.
16 Мелехова Г. Н. Подвиг московских монахинь в богоборческие годы (по материалам следственного дела) // Церковь Богословие. История: материалы VI Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 10 — 12 февраля 2018 г.). Екатеринбург, 2018. С. 147−148.
17 Монахиня Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 30.
18 Там же. С. 89, 114.
19 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 221.
20 За Христа пострадавшие… С. 50.
21 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 269.
22 Там же. С. 10 — 11.