Начало

Д. Лобанов
Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех — один из самых старинных сохранившихся храмов Москвы.

Пожар в Новом городе на Смоленской улице…

Лицевой летописный свод Ивана Грозного. ОР ГИМ. Син. № 1635.

Название связано с древним урочищем «Старые паны» и Панскому двору, где торговали выходцы из Польши, Литвы, и, возможно, Смоленска (отсюда первоначальное название Старопанского переулка – Смоленский). Поэтому первоначально храм назывался церковь Космы и Дамиана в Смоленском переулке.

Панский двор впервые упоминался в летописях 21 мая 1508 г. («загореся на Болшем посаде от Панского двора…»1). Находился он на Варварке между церквами вмч. Варвары и Введения Богородицы.

Первое упоминание о храме Космы и Дамиана, тогда ещё деревянном, относится ко времени правления великого князя Ивана III Васильевича, объединившего значительную часть русских земель вокруг Москвы, которая стала центром единого Русского государства. 4 октября 1475 г. случился пожар: «загореся внутри же града близ Никольских ворот в 5 час дни, меж Введения и Козмы и Дамияна, и выгоре мало не весь град»2. Упомянутый здесь храм Введения – деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы за Торгом, которая находилась в Введенском (Рыбном) переулке, соединяющим улицы Ильинку и Варварку. Каменная постройка этого храма была заложена в 1514 г. по повелению великого князя Василия Ивановича итальянским мастером Алевизом Новым (храм был упразднен в конце XVIII в., так как лишился прихода при постройке Гостинного двора)3.

Иногда ошибочно первое упоминание относят к пожару 1462 г. Тогда 23 мая в 2 часа ночи «загореся посад на Москве у Николы у Мокрого…; горело вверх по рву… да на Болшую улицу на Вострой конец и по самую реку да по Кузму Демиана на Вострой конец…»4. Но здесь имеется ввиду другой храм – церковь святых бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Остром конце. Острым концом назывался угол Китай-города, где находилась Зачатьевская, что в Углу, церковь в Зарядье. Последние известия о церкви Космы и Дамиана на Остром конце относятся к 1547 г5.
Деревянная церковь Космы и Дамиана уцелела в пожаре 1547 г., но сгорела в 1564 г.6
Вот как об этом написано в Никоновской летописи: в год 7072 (1564) «месяца Августа в 24 день в ночи загорелся в Новом городе (Китай-город - Д. Л.) в Смоленьской улице (в XVII в. Воскресенская, а сейчас Большой Черкасский переулок – Д. Л.), у Воскресениа Христова (церковь Воскресения Христова, что в Панех (угол Ильинки и Большого Черкасского переулков) – Д. Л.), княже Никитин двор Одоевского, и згорело три церки деревяны: Козма и Дамиан в Смоленьском переулке (сейчас Старопанский переулок – Д. Л.), Дмитрей Святый Христов мученик на Ильиньской улице, Параскевиа Святая, нареченная Пятница в Веденском переулке, да 33 дворы да сем келей»7

В Лицевом летописном своде Ивана Грозного, хранящемся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея, есть миниатюра, изображающая этот пожар.
После пожара 1564 г. была построена первая каменная церковь Космы Дамиана. Как она выглядела сказать сложно, но на картах рубежа XVI–XVII вв. (Большой Петров чертеж, 1597–1599 гг.; Сигизмундов план, 1610) можно увидеть на месте церкви Космы и Дамиана трехглавую церковь8.
В конце XVI в. рядом с церковью находился двор боярина Степана Васильевича Годунова (ум. 1603), троюродного брата царя Бориса Годунова, в начале царствования которого он получил звание дворецкого и стал заведовать Дворцовым приказом. Двор отмечен на Большом Петровом чертеже под № 19, среди частных усадеб, заслуживающих особого внимания по мнению составителя чертежа9.
Первым приделом каменного храма, как было отмечено в ружной книге* 1577 г., был  придел св. Феодора Стратилата и Ирины Мученицы10, небесных покровителей царя Федора Ивановича и его жены царицы Ирины Федоровны, троюродной сестры боярина С. Ф. Годунова.
Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, с преподобной Феодосией на полях»
Это дает нам право предположить, что именно боярин С.В. Годунов принимал участие в возведении первого каменного храма Космы и Дамиана. После смерти боярина С.В. Годунова двор принадлежал его сыну окольничему Степану Степановичу Годунову (ум. 1614). Церковь Космы и Дамиана в это время носила название «за Степановым двором Годунова», или как в ладанной книге* за 7126 (1617/1618) г. «церковь Козьмы и Дамьяна что позад Степанова двора Васильевича Годунова»11.

1 Миллер П.Н., Сытин П.В. Происхождение названий улиц, переулков, площадей Москвы. М., 1938. С. 83; ПCРИ.Т. 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 249; ПСРИ. Т. 30. Владимирский летописец. М., 1965. С. 140.
2 Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. VI. М., 1999. С. 332–333.
3 Скворцов Н.А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 28–30.
4 ПCРИ.Т. 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 154.
5 Скворцов Н.А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 40–41.
6 Баталов А.Л., Беляев Л.А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 81.
7 ПСРЛ. Т. 13. Вторая половина. Дополнения к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906. С. 386.
8 Памятник истории и архитектуры XVI–XX вв. Церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана в Старых Панех. М., 2013. С. 10–13.
9 Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. Т. 1. СПб., 1895. С. 148; Щенкова О.П., Щенкова А.С. Московский центр в Китай-городе XVI–XVII вв. М., 2016.
10 ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
11 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми, при руководстве И.Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
Миллер П.Н., Сытин П.В. Происхождение названий улиц, переулков, площадей Москвы. М., 1938. С. 83; ПCРИ.Т. 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859.
Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. VI. М., 1999. С. 332–333.
Скворцов Н.А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 28–30.
ПCРИ.Т. 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 154.
Скворцов Н.А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 40–41.
Баталов А.Л., Беляев Л.А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 81.
ПСРЛ. Т. 13. Вторая половина. Дополнения к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906. С. 386.
Памятник истории и архитектуры XVI–XX вв. Церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана в Старых Панех. М., 2013. С. 10–13.
Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. Т. 1. СПб., 1895. С. 148; Щенкова О.П., Щенкова А.С. Московский центр в Китай-городе XVI–XVII вв. М., 2016.
ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г.И. Холмогоровыми, при руководстве И.Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
Ла́данные книги — книги, содержавшие, в основном, сведения о церквах, соборах и важнейших предметах церковного устройства. Хранятся в архиве московской оружейной палаты.
Ру́жная книга — книга, в которой содержались записи учета выплаченных (выданных) духовенству из государственной казны различных выплат, средств, материальных ценностей.