Новгородское подворье
Д. Лобанов
Новгородское подворье в Москве как подворье новгородских митрополитов известно с XVI в. Со времени правления царя Ивана Грозного оно находилось к востоку от храма Ильи Пророка, бывшей соборной церкви Ильинского монастыря. По имени этого храма получила название улица Ильинка. После Смуты, в правление царя Михаила Федоровича Романова Ильинская церковь стала приходской, а в 1676 г. — отдана Новгородскому подворью. После чего Ильинская церковь была надстроена: верхний храм был освящен в честь Ильи Пророка, нижний — в честь апостола Тимофея. Приход Ильинского храма составляли патриаршие, позднее — синодальные певчие1.
Щенкова О.П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI-XVII. вв. М., 2016. С. 58, 272; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 16, 20−21.
В 1771 г. в Москве разразилась чума, унесшая жизни многих москвичей. Среди них оказался и священник Ильинской церкви на Новгородском подворье Иоанн Петров, после чего храм был «опечатан». Московская духовная консистория* приняла решение, по которому «удобно» было приписать 39 дворов Ильинского прихода к 8 дворам церкви Космы и Дамиана в Старых Панех2. Окончательно решение о присоединении Ильинского прихода было принято, скорее всего, в середине 1770-х гг. Дворы Ильинского прихода, начиная с 1777 г., появляются в метрических книгах* церкви Космы и Дамиана3.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 61; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 24.
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.
Метрические книги — книги для официальной записи крещений (рождений), венчаний (браков), погребений (смертей) в России. Обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи установлено в 1722 (продолжалось до 1918 г.).
В это время Ильинский храм с причтом был приписан к приходу церкви Космы и Дамиана, что следует из ревизской сказки* 1795 г.4 Причт Ильинской церкви в это время состоял из вдового священника Козьмы Ильина (р. 1734), ранее служившего дьяконом при домовой церкви княгини Александры Ивановны Куракиной, и дьячка Петра Спиридонова (р. 1748). Содержание причт получал от церковных доходов и от сдачи внаймы погреба5.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 548.
Там же. Л. 787 об.; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 25.
Ревизские сказки — это переписи податного (налогооблагаемого) населения, которые составлялись в нач. XVIII — 2-й половине XIX веков. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.

Фрагмент* ревизской сказки церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1795 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.).

При имевшейся в приходе вышеописанной Козмодамианской, Ильинской церкви что на Новогородском подворье, которая с 784 года числится в ведомстве преосвященного Гавриила Митрополита Новгородского (по 4-й ревизии написаны были):
Священник Козма Ильин 48 [лет] вдов… находится определенным при Ильинской церкви что при лавре в том же звании.
У него дети:
Никита обучавшийся в Академии 18 [лет] В 782 году отослан к Московскому губернатору Николаю Петровичу Архарову для определения в канцелярские служители.
Василий при отце 12 [лет] В 784 году по разбору для определения в приказные служители отослан в Московское губернское правление.
Александр при отце 7 [лет] Находится и поныне при отце.
В 1784 г. Ильинский храм перешел в ведомство митрополита Новгородского Гавриила (Петрова), родители которого были погребены на церковном погосте у церкви Космы и Дамиана. Священник Козьма Ильин был переведен в Ильинскую церковь при Троице-Сергиевой Лавре, а дьячок Петр Спиридонов был отослан «на разсмотрение» в Московскую казенную палату (так в ревизской сказке* за 1795 г.)6.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.
Ревизские сказки — это переписи податного (налогооблагаемого) населения, которые составлялись в нач. XVIII — 2-й половине XIX веков. Термин «сказка» происходит от слова «сказать» — переписчики записывали сведения, полученные со слов опрошенных.
У священника Козьмы Ильина были три сына и дочь. Старший сын -Никита Кузьмин (р. 1763) учился в Славяно-греко-латинской академии* до класса поэзии, в 1782 г. был определен в канцелярские служители в Канцелярию московского губернатора Николая Петровича Архарова7. Средний сын — Василий Кузьмич Голубовский (р. 1770) тоже учился в Славяно-греко-латинской академии, в 1784 г., после перехода церкви в ведомство митрополита Новгородского, был определен в приказные служители в Московское губернское правление8. Младший — Александр (р. 1775) вместе с отцом переехал в Сергиевский посад. Дочь — Анна Кузьмина вышла замуж за диакона Ильинской, что на Тверской, церкви9.
Там же. Л. 787 об.; ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 21, 66.
ОР РГБ. Ф. 277. Д. 9. Л. 400; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.
Там же. Л. 787 об.; Храм Ильи Пророка. К 500-летию со дня закладки. М., 2019. С. 24−25.
Славяно-греко-латинская академия: Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в России. Создано в 1687 г. на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии принадлежит поэту Симеону Полоцкому. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви.
В последней четверти XVIII в. Новгородское подворье уже давно отдавалось в аренду. В 1780 г. содержателем Новгородского подворья был московский купец 1-й гильдии* Михаил Васильевич Чопов10. Историк А. Ф. Малиновский в начале XIX в. писал о Новгородском подворье, что «жилые там покои ныне заняты под съестные трактиры, которые славятся в Москве лучшими приготовлением старинных русских блюд»11.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 589. Л. 340.
Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 99.
Гильдии купеческие - в России (18 в. - 1917) сословные объединения купцов. Привилегированное гильдейское купечество делилось (с 1775) по размерам капитала на три гильдии.
В 1788—1789 гг. южный фасад Новгородского подворья подвергся перестройке. Лавки, стоявшие вдоль улицы, были перестроены, а святые ворота и надвратная колокольня снесены. Вход в Ильинский храм был построен по лестнице, которая вела на южную паперть прямо с улицы через одну из арок. Фасад подворья приобрел черты классицизма, а храм оказался «задвинутым» вглубь подворья12.

Храм Ильи Пророка. К 500-летию со дня закладки. М., 2019. С. 26.

Южный фасад Новгородского подворья. XVIII в. (Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 21).

После 1784 г. Ильинский храм продолжал действовать как домовой*. Для служб же сюда теперь присылались из Новгорода крестовые иеромонахи и иеродиаконы13. Однако, в 1838 г. мы опять встречаем Ильинский храм в приходе церкви Космы и Дамиана, в клировой ведомости, при этом он сохраняет свой статус домовой церкви в ведомстве Новгородского Духовного правления14. В это время в метрических книгах церкви Космы и Дамиана в Старых Панех неоднократно встречается семья диакона Ильинской церкви Ивана Михайловича Молодцова15.

Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 25.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2038. Л. 20.
ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 149; Ф. 203. Оп. 745. Д. 315. Л. 78.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.

Фрагмент* клировой ведомости церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1838 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2038. Л. 20).

13. Домовая церковь имеется в Новогородском подворье во имя Святаго Пророка Илии, состоящая в ведомстве Новогородского духовного правления.
В 1864—1869 гг. арендаторы Новгородского подворья штабс-капитан А. А. Пороховщиков и Н. А. Азанчевский, основавшие акционерное «Общество Теплых Рядов», по проекту архитектора А. С. Никитина перестроили все здания подворья. В результате, галереи были разобраны, а храм Ильи Пророка был встроен в один из корпусов построенных тогда Теплых торговых рядов16.
Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 34−35; Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 410.

Фотография церкви Ильи Пророка на Новгородском подворье. 1883 г. (Найденов Н. А. Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений. М., 1884. № 41).


1 Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI-XVII. вв. М., 2016. С. 58, 272; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 16, 20−21.
2 Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. 2. М., 1914. С. 61; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 24.
3 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 548.
5 Там же. Л. 787 об.; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 25.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.
7 Там же. Л. 787 об.; ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 21, 66.
8 ОР РГБ. Ф. 277. Д. 9. Л. 400; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.
9 Там же. Л. 787 об.; Храм Ильи Пророка. К 500-летию со дня закладки. М., 2019. С. 24−25.
10 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 589. Л. 340.
11 Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 99.
12 Храм Ильи Пророка. К 500-летию со дня закладки. М., 2019. С. 26.
13 Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 25.
14 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2038. Л. 20.
15 ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 149; Ф. 203. Оп. 745. Д. 315. Л. 78.
16 Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 34−35; Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 410.