Протоиерей Иоанн Семенович Пахорский

Д. Лобанов
Протоиерей Иоанн Пахорский был настоятелем церкви Космы и Дамиана в Старых Панех более 30 лет, в 1798—1830 гг.
Отец Иоанн родился в 1768 г. в селе Подол (с 1781 г. уездный город Подольск) в семье священника церкви Воскресения Христова Симеона Иванова (ум. 1786) и его жены Ксении Ивановой (дочери дьячка Георгиевской церкви села Старбеево)1. С 1778 г. Иоанн Пахорский учился в Славяно-греко-латинской академии*, которую окончил по классу богословия в 1791 г.

Славяно-греко-латинская академия: Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в России. Создано в 1687 г. на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии принадлежит поэту Симеону Полоцкому. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 499. Л. 219; Оп. 746. Д. 489. Л. 461.

Ведомость учеников Славяно-греко-латинской академии. Класс богословия. 1790 г. (ОР РГБ. Ф. 277. Д. 18).

По резолюции митрополита Московского Платона (Левшина) отец Иоанн в течении четырех лет преподавал грамматику, синтаксис, арифметику и географию архиерейским певчим, квартировавшим в Чудове монастыре*. Тогда же занимал должность инспектора, осуществляя надзор над студентами и учениками Московской Славяно-греко-латинской академии, жившими в том же монастыре2.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 149 об.
Женой Иоанна Пахорского стала Надежда Ефимовна (р. 1773), дочь священника церкви Николая Чудотворца Красный звон в Китай-городе Ефима Николаевича Ипатова3.
ЦГА Москва. Ф. 203. Оп. 747. Д. 589. Л. 6.
В 1791 году Иоанн Пахорский был рукоположен в сан диакона и служил в церкви Никиты Великомученика в Старых Толмачах. А в 1792 г. отец Иоанн стал священником церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем Ивановском девичьем монастыре, где по указу Московской Духовной Консистории* преподавал катехизис* и ревизовал монастырскую ризницу*.
В 1798 г. отец Иоанн был переведен на место священника в церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Клир* храма тогда состоял из одного священника (он же был настоятелем), пономаря* и дьячка*.

Фрагмент* исповедной ведомости церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1798 г. (ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 50. Л. 1).

В начале XIX в. стараниями отца Иоанна Пахорского церковь Космы и Дамиана была перестроена, построена новая колокольня.
Иоанн Пахорский был увещевателем в разных судах Городской части города Москвы и временным депутатом по назначению от Духовной консистории. В его обязанности входило увещевание преступников, с целью обратить их к чистосердечному признанию и раскаянию, как говорили: более милосердием, чем строгостью и истязанием.
С 1807 г. Иоанн Пахорский был определен депутатом и смотрителем по подворью* Иосифо-Волоколамского монастыря, «отданного на содержание иностранцам Россиусу и Готье»4. Подворье находилось на углу Карунинской, позднее Биржевой, площади и Космодамиановского переулка. Благодаря хлопотам отца Иоанна в присутственных местах*, подворье было возвращено во владение Иосифо-Волоколамского монастыря.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1705. Л. 248 об.
В разное время состоял депутатом по Тульскому, Калязинскому и Новгородскому архиерейским подворьям*. Благодаря Пахорскому все дела в присутственных местах по этим подворьям решались в пользу духовного ведомства, за что отец Иоанн неоднократно получал благодарности архиереев и денежные награды, а от митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Михаила (Десницкого) получил, кроме двух благодарственных писем, 10 томов его сочинений с подписью владыки5.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 82 об.; Оп. 746. Д. 489. Л. 461.
В 1812 г. во время оккупации французами Москвы отец Иоанн потерял все свое имущество, но сумел сохранить от расхищения лучшую часть церковной ризницы храма Космы и Дамиана. После Отечественный войны 1812 г. он принимал участие в восстановлении здания Иосифо-Волоколамского подворья, полностью «обгорелого» во время пожара 1812 г.6 В память Отечественной войны 1812 г. отец Иоанн имел наперсный бронзовый крест (награда была учреждена 30 августа 1814 г. для священников Русской Православной Церкви)7.
Там же. Л. 82.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 150; Оп. 744. Д. 1651. Л. 82 об.; Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721−1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. C. 120.

Наградной бронзовый наперсный крест в память Отечественной войны 1812 г.

За свои труды по перестройке храма Космы и Дамиана, спасению лучшей части церковной ризницы, восстановлению здания подворья Иосифо-Волокаламского монастыря, 2 апреля 1816 г. в в церкви святителя и чудотворца Алексия Чудова монастыря в Кремле отец Иоанн был возведен в сан протоиерея* архиепископом Дмитровским Августином (Виноградским), а 17 января 1818 г. награжден *скуфьею8a.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 3962. Л. 1.

Шухвостов С. М. Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. 1866 г. ГТГ.

Позднее, в 1820 г. протоиерей Иоанн был награжден золотым наперсным крестом*. Был депутатом и духовником Китайского* сорока*, отстаивал интересы духовного ведомства в судах и следил за продвижением дел в инстанциях в пользу своего ведомства8.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 150 об.; Оп. 744. Д. 1651. Л. 82 об.
Протоиерей Иоанн Пахорский был уволен от должности настоятеля храма Космы и Дамиана 24 декабря 1830 г.9. Последние свои годы жил на покое в приходе церкви Ризоположения на Донской, где у него был собственный дом. Умер 5 марта 1833 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище10.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 161.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 297. Л. 879.

Метрика* о смерти протоиерея Иоанна Пахорского (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 297. Л. 879).

Жена отца Иоанна Надежда Ефимовна умерла 3 декабря 1822 г. и была погребена, как и муж, на Ваганьковском кладбище11. Старший сын — Александр Иванович Пахорский (р. 1793), студент класса богословия Московской Славяно-греко-латинской академии, выбыл в военную службу в 1812 г. Не вернулся с войны12. Младший сын — Афанасий Иванович Пахорский (р. 1801)13, учился в Московском уездном училище, в 1821 г. был уволен в светское звание, окончил Московский университет. 23 мая 1827 г. венчался в церкви Космы и Дамиана в Старых Панех с дочерью московского мещанина Маркелла Андреева Елизаветой Маркелловной14. Уже после смерти отца, служил в Московском комиссариате, титулярный советник* (1836)15.
ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 99.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 146. Л. 174 об. — 175.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 128. Л. 44 об.
ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 50. Л. 51.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 72 об. — 73; Ф. 203. Оп. 745. Д. 318. Л. 896.
У отца Иоанна было двое младших братьев – близнецы Алексей и Кирилл, родившиеся в 1772 г.16 Алексей Семенович Пахорский в 1794 г. был определен дьячком в церковь Рождества Богородицы села Мячково Пехрянской десятины, его дочь Прасковья стала женой дьячка церкви Космы и Дамиана в Старых Панех Петра Никифоровича Дроздова17. Кирилл Семенович Пахорский после учебы в Славяно-греко-латинской академии вышел в светское звание, дослужился до чина надворного советника*, был комиссионером* 7-го класса18.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 499. Л. 219.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 461; Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 44.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 461; Оп. 745. Д. 326. Л. 1081.
Комиссионер – посредник в торговых сделках, исполняющий торговые поручения за определенные проценты.
Надворный советник — гражданский чин 7-го класса в Табели о рангах в Российской империи.

Чудов монастырь — Монастырь Московского кремля, основанный митрополитом Алексием в 1365 г. и разрушенный в 1929−32 гг.
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.
Катехизис — краткое наставление в вере и нравственности.
Ри́зница — место для хранения церковной утвари и облачений, а также собирательно они сами.
Подворье монастырское — небольшой жилой комплекс с церковью и подсобными постройками, принадлежащий монастырю, но территориально значительно от него удаленный.
Присутственное место — государственное учреждение в Российской империи.
Подворье архиерейское — дом, иногда с церковью, для временного пребывания архиерея.
Протоиерей — сан, даваемый лицу белого духовенства как награда.
Скуфья́ — головной убор духовенства и монашествующих. Согласно указу Павла I от 18 декабря 1797 года бархатная фиолетовая скуфья стала почетной наградой священников.
Наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался священникам.
Напе́рсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался священникам.
Китайский соро́к — церкви и соборы, которые были расположены на территории Кремля и Китай-города.
Соро́к — церковно-административная единица в Москве XVI — начала XX веков: группа церквей, находившихся в непосредственной близости друг от друга. В нынешней Москве сорока́ не существуют, их заменили благочиния.
Титулярный советник — гражданский чин IX класса.
Клир — [клирики; от греч. κλῆρος - жребий, удел], обобщающее наименование священнослужителей и церковнослужителей правосл. Церкви. Священнослужители, т. е. епископы, пресвитеры (то же, что иерей, священник) и диаконы, поставляются на служение через таинство Священства (хиротонию), совершаемое епископами. Церковнослужители, или иначе низшие клирики, поставляются епископом, в монастырере также настоятелем в священническом сане. Поставление именуется хиротесией и не является таинством. В допетровский и синодальный периоды истории РПЦ существовали причетники, т. е. лица, причтенные к клиру, но не клирики в собственном смысле. В обычной речи и даже в гос. законодательных актах по отношению к причетникам употреблялось слово «клирик».
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
Дьячок: в Русской Церкви лица, не имевшие посвящения, но исполнявшие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались дьячками, или причетниками.

Духовные и их домашние:

Священник Иван Симеонов 30 л.

Жена его Надежда Ефимова 24 г.

Сын их Александр 5 л.

Пятого числа [марта 1830 г.] уволенный от должности протоиерей Иоанн Симеонов Пахорский 62 л. [Скончался] от паралича. [Отпет] приходским священником [церкви Ризположения на Донской] Михаилом Александровым Яхонтовым. [Погребен] на Ваганьковском кладбище.
1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 499. Л. 219; Оп. 746. Д. 489. Л. 461.
2 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 149 об.
3 ЦГА Москва. Ф. 203. Оп. 747. Д. 589. Л. 6.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1705. Л. 248 об.
5 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 82 об.
6 Там же. Л. 82.
7 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 150; Оп. 744. Д. 1651. Л. 82 об.; Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721−1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. C. 120.
8a ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 3962. Л. 1.
8 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 150 об.; Оп. 744. Д. 1651. Л. 82 об.
9 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 161.
10 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 297. Л. 879.
11 ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 99.
12 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 146. Л. 174 об. — 175.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 128. Л. 44 об.
14 ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 50. Л. 51.
15 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 72 об. — 73; Ф. 203. Оп. 745. Д. 318. Л. 896.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 499. Л. 219.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 461; Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 44.
18 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 461; Оп. 745. Д. 326. Л. 1081.