Придел Похвалы Богородицы

Д. Лобанов
Примерно в одно время с приделом Святителя Николая в церкви Космы и Дамиана в Старых Панех появляется придел Похвалы Богородицы. Первое его упоминание содержится в писцовых книгах* Андрея Наумова и подьячего Ивана Ломакина и относится к 7139 и 7140 гг. (1630/1631 и 1631/1632)1. Построил придельную церковь Похвалы Богородицы дьяк Булгак Милованов (ум. 1632). Придел находился за церковью Космы и Дамиана «по правую сторону», пристроенный к стене церкви (из церкви в придел шел особый ход)2.

Двор дьяка Булгака Милованова в Козмодемьянском переулке напротив церкви Космы и Дамиана. Фрагмент плана Китай-города первой четверти XVII в. Реконструкция О. П. и А. С. Щенковых.

Булгак* Лазарь Евтифьевич Милованов был дьяком Приказа Казенного двора. Его двор располагался напротив церкви Космы и Дамиана в Козмодемьянском переулке (сейчас Старопанский). По духовной* от 29 апреля 1632 г. двор у церкви после смерти дьяка должны были унаследовать его жена Ксения и дочь Мария с мужем3.

Придельная церковь Похвалы Богородицы имела особый причт*. Окладные суммы за церковь после смерти дьяка Булгака Милованова вносили Грязевы – дьяк Мина Кириллович Грязев (ум. 1661) и патриарший сын боярский* Иван Грязев, а после смерти Мины Кирилловича – «думного дворянина Василья Яковлевича Голохвастова человек» (1677/1678)4. Думный дворянин Василий Яковлевич (Богданович) Голохвастов был ближним комнатным стольником царя Алексея Михайловича, начальником Царской соколиной охоты. Женой В. Я. Голохвастова была дочь М. К. Грязева Анна Минична5.

В конце XVII в. причт придельной церкви Похвалы Богородицы содержался на деньги боярина Алексея Петровича Салтыкова (ум. 1726)6. С 1716 г. придел оказывается на попечении князей Голицыных – княгини Марии Федоровны Голицыной (1651–1723) и ее сына князя Сергея Борисовича Голицына (1687–1758) (в 1718 г. платил окладную дань «боярыни вдовы княгини Марии Федоровны Голицыной человек Степан Денежкин; в 1721 г. князь Сергея Борисовича Голицына служитель Иван Болталевский»)7.
Примерно в одно время с приделом Святителя Николая в церкви Космы и Дамиана в Старых Панех появляется придел Похвалы Богородицы. Первое его упоминание содержится в писцовых книгах* Андрея Наумова и подьячего Ивана Ломакина и относится к 7139 и 7140 гг. (1630/1631 и 1631/1632)1. Построил придельную церковь Похвалы Богородицы дьяк Булгак Милованов (ум. 1632). Придел находился за церковью Космы и Дамиана «по правую сторону», пристроенный к стене церкви (из церкви в придел шел особый ход)2.

Булгак* Лазарь Евтифьевич Милованов был дьяком Приказа Казенного двора. Его двор располагался напротив церкви Космы и Дамиана в Козмодемьянском переулке (сейчас Старопанский). По духовной* от 29 апреля 1632 г. двор у церкви после смерти дьяка должны были унаследовать его жена Ксения и дочь Мария с мужем3.

Придельная церковь Похвалы Богородицы имела особый причт*. Окладные суммы за церковь после смерти дьяка Булгака Милованова вносили Грязевы – дьяк Мина Кириллович Грязев (ум. 1661) и патриарший сын боярский* Иван Грязев, а после смерти Мины Кирилловича – «думного дворянина Василья Яковлевича Голохвастова человек» (1677/1678)4. Думный дворянин Василий Яковлевич (Богданович) Голохвастов был ближним комнатным стольником царя Алексея Михайловича, начальником Царской соколиной охоты. Женой В. Я. Голохвастова была дочь М. К. Грязева Анна Минична5.

В конце XVII в. причт придельной церкви Похвалы Богородицы содержался на деньги боярина Алексея Петровича Салтыкова (ум. 1726)6. С 1716 г. придел оказывается на попечении князей Голицыных – княгини Марии Федоровны Голицыной (1651–1723) и ее сына князя Сергея Борисовича Голицына (1687–1758) (в 1718 г. платил окладную дань «боярыни вдовы княгини Марии Федоровны Голицыной человек Степан Денежкин; в 1721 г. князь Сергея Борисовича Голицына служитель Иван Болталевский»)7.

Двор дьяка Булгака Милованова в Козмодемьянском переулке напротив церкви Космы и Дамиана. Фрагмент плана Китай-города первой четверти XVII в. Реконструкция О. П. и А. С. Щенковых.

Похвала Пресвятой Богородицы (конец XVII - начало XVIII вв)
Князь С. Б. Голицын покупает двор недалеко от Богоявленского монастыря, в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех на противоположной стороне Козмодемьянского переулка у наследников судьи Разрядного приказа В.Г. Семенова8, с целью устройства в придельной церкви Похвалы Богородицы домовой церкви для своей матери княгини М. Ф. Голицыной9.

Церковная утварь для придела в этот период «была построена иждивением их Голицыных; церковную службу в том пределе отправляли вотчины их села Ерденево поп Иван Алексеев, тако же и другие священники, и за такую их службу давано было им разным священником с причетники годовое жалование из дому Голицыных»10 (здесь имеется ввиду священник Покровской церкви подмосковного села Ерденево Иван Алексеев, служивший там в первой четверти XVIII в.)11.
В это же время придел получает другое название – по Казанской иконе Божией Матери, продолжая при этом по приходским книгам писаться как «особливая церковь – Похвалы Богородицы»12.

Фрагмент из реестра московских церквей 1723 г. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III.

Согласно именному императорскому указу и постановлению Св. Синода от 12 апреля 1722 г. «О позволении иметь домовые церкви токмо по крайней нужде; об исчислении приходских церквей в Москве и уничтожении излишних» службы в приделе упраздняются13. Церковную утварь Голицыны из придела взяли к себе. Княгиня М. Ф. Голицына умерла в 1723 г., и после приговора Святейшего Синода о распечатывании домовых церквей от 13 октября 1725 г., службы в приделе не возобновлялись14. А к 1739 г. в приделе служить было невозможно, «понеже все деревянное строение огнило и обвалилось и сквозь свод идет теча»15.
В это же время придел получает другое название – по Казанской иконе Божией Матери, продолжая при этом по приходским книгам писаться как «особливая церковь – Похвалы Богородицы»12.

Согласно именному императорскому указу и постановлению Св. Синода от 12 апреля 1722 г. «О позволении иметь домовые церкви токмо по крайней нужде; об исчислении приходских церквей в Москве и уничтожении излишних» службы в приделе упраздняются13. Церковную утварь Голицыны из придела взяли к себе. Княгиня М. Ф. Голицына умерла в 1723 г., и после приговора Святейшего Синода о распечатывании домовых церквей от 13 октября 1725 г., службы в приделе не возобновлялись14. А к 1739 г. в приделе служить было невозможно, «понеже все деревянное строение огнило и обвалилось и сквозь свод идет теча»15.

Фрагмент из реестра московских церквей 1723 г. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III.


1 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 381.
2 Там же. Стб. 381–382.
3 Веселовский С.Б. Дьяки и подъячие XV–XVII вв. М., 1975. C. 331.
4 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
5 Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянский фамилий. Т. 1. СПб. 1886. С. 193–194.
6 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
7 Там же. Стб. 380.
8 Лукашевич В.Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина. 25–26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 295.
9 Там же. С. 285.
10 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380–381.
11 Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII ст. Вып. 4. Селецкая десятина (Московского уезда). М., 1885. С. 131.
12 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III.
13 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 2 (1722 г.). СПб., 1877. № 533. С. 177.
14 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 5 (1725–1727 гг.). СПб., 1881. № 1672. С. 205–206.
15 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 381.
Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 381.
Там же. Стб. 381–382.
Веселовский С.Б. Дьяки и подъячие XV–XVII вв. М., 1975. C. 331.
Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянский фамилий. Т. 1. СПб. 1886. С. 193–194.
Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
Там же. Стб. 380.
Лукашевич В.Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина. 25–26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 295.
Там же. С. 285.
Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380–381.
Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI–XVIII ст. Вып. 4. Селецкая десятина (Московского уезда). М., 1885. С. 131.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III.
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 2 (1722 г.). СПб., 1877. № 533. С. 177.
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 5 (1725–1727 гг.). СПб., 1881. № 1672. С. 205–206.
Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 381.
Писцовые книги — книги, содержащие описания городов, сёл и других населённых пунктов, земельных угодий, а также данные о составе населения и возложенных на него податях и повинностях.
Булгак — древнерусское прозвище тюркского происхождения.
Духовная грамота (духовная, духовная память, завещание, изустная запись, изустная память) — юридический документ, грамота, имевшая употребление на Руси и в России с XIII по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Патриарший сын боярский — светский патриарший чиновник.