Протоиерей Александр Васильевич Клириков

Д. Лобанов

Протоиерей А. В. Клириков с семьей. Ок. 1905 г. Фотография с сайта Ярославского историко-родословного общества (ЯрИРО) — *Клириковы (духовенство; Тверская губ.) — ФАМИЛИИ. Духовенство (приграничные регионы) — Форум ЯрИРО (yar-genealogy.ru)

Протоиерей* Александр Васильевич Клириков был настоятелем церкви Космы и Дамиана в Старых Панех в 1901—1917 гг.
Протоиерей — сан, даваемый лицу белого духовенства как награда.
Александр Клириков родился 18 августа 1854 г. в семье пономаря* Троицкой церкви села Нестерова Старицкого уезда Тверской губернии Василия Никифоровича Клирикова, позднее переведенного причетником* в церковь Космы и Дамиана Космодамианского погоста Ржевского уезда Тверской губернии1.
ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1713. Л. 2, 9.
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
В 1869 г. окончил Бежецкое духовное училище. В 1875 г. — Тверскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента2. В 1875—1879 гг. учился на церковно-историческом отделении Московской духовной академии, окончил со степенью кандидата богословия3.
Там же. Л. 2.
Там же. Л. 9.
После окончания МДА Александр Васильевич Клириков служил помощником смотрителя Мещовского духовного училища (Калужская епархия). 26 апреля 1881 г. венчался с Анной Павловной Поспеловой (р. 1864), дочерью умершего священника церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище Павла Михайловича Поспелова (ум. 1881). Тогда же по резолюции митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) А. В. Клириков был произведен в священники церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище4. 19 февраля 1885 г. награжден *набедренником5. Был членом правления Донского духовного училища6.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 81 об. — 82.
МЦВ. Оф. отдел. № 10. 17 марта 1885. С. 28.
МЦВ. Оф. отдел. № 11. 15 апреля 1890. С. 155.
Набедренник — в РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре.

Фрагмент метрической записи о венчании А. В. Клирикова. 26 апреля 1881 г. (ЦГА Москвы Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 81 об. — 82).

В мае 1890 г. отец Александр Клириков был переведен в церковь Спаса Преображения в Спасской7. В мае 1896 г. был награжден *камилавкой8. 6 мая 1900 г. — наперсным крестом* от Святейшего Синода9.
МЦВ. Оф. отдел. 10 июня 1890 г. № 17.
МЦВ. Оф. отдел. № 20. 19 мая 1896. С. 41.
Церковные ведомости. № 19. 6 мая 1900. С. 176.
Камилавка — головной убор духовенства. Указом Павла I от 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета. К. полагалось носить во время богослужения.
Напе́рсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался священникам.
Отец Александр Клириков был смотрителем Горихвостовского дома призрения бедных духовного звания в Армянском переулке, членом Комитета Училищного фонда (с 1892 г.), членом Совета Московского Филаретовского епархиального женского училища и Московского попечительства о бедных духовного звания Московской епархии10.
МЦВ. Оф. отдел. 1892. № 41. С. 228; Вся Москва. 1900−1916.
В ноябре 1901 г. священник Александр Клириков стал настоятелем церкви Космы и Дамиана в Старых Панех11. В январе 1909 г. был произведен в протоиереи12. Служил протоиерей Александр Клириков в храме Космы и Дамиана до мая 1917 г. За время своего служения в храме Космы и Дамиана отец Александр был награжден орденами: в апреле 1904 г. орденом св. Анны 3-й ст. «за службу по епархиальному ведомству»13; в мае 1911 г. орденом св. Анны 2-й ст.14. В июня 1917 г. «за службу по епархиальному ведомству» протоиерей Александр Клириков был награжден *палицей15.

МЦВ. Оф. отдел. 18 ноября 1901 г. № 46. С. 115.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 270. Л. 131 об. – 132.
Церковные ведомости. № 18/19. 6 мая 1904. С. 192.
Церковные ведомости. № 19/20. 6 мая 1904. С. 119.
Московский церковный голос. № 17/18. 5 июля 1917. С. 8.
Па́лица — часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) — матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия.

Из распоряжений епархиального начальства (Московские церковные ведомости. № 46. 18 ноября 1901 г. С. 116).

Умер протоиерей Александр после сентября 1918 г. (но год смерти даже приблизительно установить пока не удалось), был похоронен на Богородском кладбище (в бывшем селе Богородском, вошедшем в состав Москвы в 1902 г., где у Клириковых был собственный дом). Там же на Богородском кладбище была погребена и жена отца Александра Анна Павловна Клирикова, скончавшаяся 2 декабря 1941 г.

Семейное захоронение Клириковых на Богородском кладбище. 2023 г.

Дети протоиерея Александра Васильевича Клирикова:
Василий Александрович Клириков, р. 15 февраля 1883 — ум. 6 мая 1947. Как и его дядя, ветеринарный врач Константин Васильевич Клириков, Василий Александрович посвятил себя медицине. Окончил 3-ю московскую гимназию, медицинский факультет МГУ. Врач-ординатор Сокольнической больницы16.
Елена Александровна Бабичева, р. 2 мая 1884 — ум. 29 декабря 1956. Училась в Елизаветинской женской гимназии. Венчалась 5 июля 1909 г. в Космо-Дамиановской церкви в Старых Панех. Муж — Владимир Васильевич Бабичев, р. пр. 1883, студент медицинского факультета МГУ, из московских мещан (брат известного русского художника, архитектора Алексея Васильевича Бабичева)17.
Мария Александровна Клирикова, р. 28 мая 1885 — ум. 5 июня 1885. Погребена на Даниловском кладбище18.
Ольга Александровна Клирикова, р. 25 июня 188619.
Агриппина Александровна Клирикова, р. 14 июня 1888 — ум. 7 июля 1890. Погребена на Даниловском кладбище20.
Зоя Александровна Доброхотова, р. 26 апреля 1890 — ум. 29 июля 1943. Муж — потомственный почетный гражданин Владимир Николаевич Доброхотов (ум. 26 июля 1950)21.
Алексей Александрович Клириков, р. 7 февраля 1898. 7 июля 1941 г. был призван в ряды Народного ополчения. Пропал без вести между ноябрем 1941 и январем 1942. Жена — Людмила Гавриловна Решетилова22.
Николай Александрович Клириков, р. 2 апреля 1901 — ум. 6 ноября 194423.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 28 об. — 29.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 29 об. — 30; Оп. 780. Д. 270. Л. 133 об. — 134. Оп. 776. Д. 902. Л. 49 об. — 50.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 30 об. — 31.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 33.
Там же. Л. 34 об. — 35, 209 об. — 210.
Там же. Л. 56 об. — 57.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 508. Л. 353 об. — 354; ЦАМО. Ф 58. Оп. 977 526. Д. 91. Л. 521.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 902. Л. 49 об. — 50.

1 ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1713. Л. 2, 9.
2 Там же. Л. 2.
3 Там же. Л. 9.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 81 об. — 82.
5 МЦВ. Оф. отдел. № 10. 17 марта 1885. С. 28.
6 МЦВ. Оф. отдел. № 11. 15 апреля 1890. С. 155.
7 МЦВ. Оф. отдел. 10 июня 1890 г. № 17.
8 МЦВ. Оф. отдел. № 20. 19 мая 1896. С. 41.
9 Церковные ведомости. № 19. 6 мая 1900. С. 176.
10 МЦВ. Оф. отдел. 1892. № 41. С. 228; Вся Москва. 1900−1916.
11 МЦВ. Оф. отдел. 18 ноября 1901 г. № 46. С. 115.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 270. Л. 131 об. — 132.
13 Церковные ведомости. № 18/19. 6 мая 1904. С. 192.
14 Церковные ведомости. № 19/20. 6 мая 1904. С. 119.
15 Московский церковный голос. № 17/18. 5 июля 1917. С. 8.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 28 об. — 29.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 29 об. — 30; Оп. 780. Д. 270. Л. 133 об. — 134. Оп. 776. Д. 902. Л. 49 об. — 50.
18 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 30 об. — 31.
19 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 33.
20 Там же. Л. 34 об. — 35, 209 об. — 210.
21 Там же. Л. 56 об. — 57.
22 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 508. Л. 353 об. — 354; ЦАМО. Ф 58. Оп. 977 526. Д. 91. Л. 521.
23 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 902. Л. 49 об. — 50.