Икона
«Всех Скорбящих Радость»
Д. Лобанов
Одной из почитаемых святынь храма Космы и Дамиана в Старых Панех была старинная (XVII в.) икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». К сожалению, как и большинство других икон, бывших в храме Космы и Дамиана до его закрытия в 1930 г., она не сохранилась.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была пожертвована в храм Космы и Дамиана 1 декабря 1674 (7183) г. гостем* Симеоном Потаповым «в вечную память по себе и своим родителям»1. Размером икона была 1 аршин 9 с половиной вершков в длину и 1 аршин 2 вершка в ширину (113,3*80 см).

ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
Гость — название наиболее богатых, крупных купцов до введения купеческих гильдий в 1724 г., к середине XVII в. гости стали высшей категорией привилегированного русского купечества.

Храм Космы и Дамиана в Старых Панех на плане Москвы из атласа Мале. 1683 г.

Гость Симеон Потапов, происходивший, по-видимому, из посадских, вошел в корпорацию гостей в 1659 г. В 1667 г. он шестым подписал текст «Новоторгового устава»*. В 1671—1672 гг. избирался Таможенным головой в Архангельске2. Был он известным храмоздателем и благотворителем. В 1669 г. усердием Симеона Потапова была начата постройка каменной церкви Георгия Победоносца, что на Всполье, освященной 14 декабря 1672 г.3
Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М.: Памятники исторической мысли, 1998. Голикова. С. 122, 124; Российское законодательство X — XX веков. Законодательство периода становления абсолютизма. Т. 4. М., 1986. С. 134.
Сорок Сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 2. Москва в границах Садового кольца // авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 2004. С. 626.
Новоторговый устав 1667 г. является крупнейшим законодательным актом, определявшим нормы внешней и внутренней торговли России.
Гость Симеон Потапов принимал участие также в постройке каменной церкви Архангела Михаила в Овчинниках, где и был погребен 12 октября 1676 (7185) г. патриархом Иоакимом4.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 868.
Надо заметить, что икона из храма Космы и Дамиана была одним из самых ранних иконописных изображений образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Первой известной иконой с таким названием был образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», написанный придворным живописцем Иваном Безминым, относящийся к 1683 г. К этому же времени относился чудотворный образ из храма Спаса Преображения на Ордынке, прославленный в 1688 г. чудесным исцелением сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной5.

Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 707 — 709.

Богоматерь «Всех скорбящих радость». Уменьшенный точный список с московской иконы. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. 1710 г.

В храме Космы и Дамиана икона находилась в трапезной части Успенского придела, направо от арки, в особом деревянном вызолоченном и украшенном резьбой иконостасе. Икона была заключена в вынимающийся из иконостаса бронзовый киот с бронзовым позолоченным отливом и с зеркальным стеклом, нижняя часть которого отворялась для целования иконы6.

ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.

Фрагмент описи церковного имущества церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. Нач. 1920-х гг. (ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.).

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» пользовалась большим почитанием в храме Космы и Дамиана. Особо выделял и чтил старинную храмовую икону мануфактур-советник* Павел Матвеевич Александров (1791−1859), известный русский предприниматель и один из благотворителей храма Космы и Дамиана. В 1853 г. Александров переделал серебряную ризу на иконе, добавив к прежней 9 фунтов 30 золотников серебра (~ 4,21 кг), и украсил позлащенный венец Божией Матери небольшой звездочкой из драгоценных каменей7. В своем завещании П. М. Александров особо указал, что жертвует три тысячи рублей на служение молебнов в церкви «перед иконою Скорбящей Божией Матери» каждое воскресенье после обедни и в Богородичные дни, и ещё три тысячи рублей на «поддержку и украшение храма»8 (плюс столько же на поминовение).
Там же. Л. 83 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 2 об. — 3.
Мануфактур-советник — почётное звание, дававшееся владельцам крупных промышленных предприятий и купцам Российской империи.
В 1855 г. вместо филигранной ризы на самом изображении Божией Матери усердием надворной советницы Марии Архиповны Бычковой (1780−1859), прихожанки и благотворительницы храма Космы и Дамиана, положена риза из жемчуга, украшенная 42 небольшими изумрудами, со звездицей на убрусе из мелких драгоценных камней9.
ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
Бронзовый киот с бронзовым позолоченным отливом был пожертвован позднее, в последней четверти XIX в., «Торговым Домом Н. В. Немирова-Колодкина»10. Ювелирная фирма поставщика Двора Его Императорского Величества Николая Васильевича Немирова-Колодкина имела магазин в доме А. И. Хлудова на Ильинке, в приходе церкви Космы и Дамиана.
Там же. Л. 83 об. — 84.

1 ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
2 Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М.: Памятники исторической мысли, 1998. Голикова. С. 122, 124; Российское законодательство X — XX веков. Законодательство периода становления абсолютизма. Т. 4. М., 1986. С. 134.
3 Сорок Сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 2. Москва в границах Садового кольца // авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 2004. С. 626.
4 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 868.
5 Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005. С. 707 — 709.
6 ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
7 Там же. Л. 83 об.
8 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 2 об. — 3.
9 ЦАГМ. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
10 Там же. Л. 83 об. — 84.