1812 год
Д. Лобанов
Отечественная война 1812 г. оставила свой след в истории храма Космы и Дамиана в Старых Панех.
2 сентября (14 сентября по новому стилю) 1812 г. войска Наполеона вошли в Москву. На следующий день, 3 сентября, Наполеон в сопровождении молодой гвардии въехал в Кремль. Ещё вечером 2 сентября в одном из зданий на Биржевой площади начался пожар, а к ночи следующего дня огонь перешел на Старый Гостиный двор. 4 сентября Ильинка была объята пламенем. Новгородское подворье* со своей домовой* церковью Ильи Пророка были разграблены наполеоновскими солдатами в первые же дни после вступления наполеоновских войск в Москву, иконостасы церкви выгорели в пожаре1.

Новгородское подворье — подворье Новгородского архиерея.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.
Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 32.

Альбрехт Адам. Наполеон в горящей Москве. 1841. Музеи Московского Кремля.

Настоятель храма Космы и Дамиана священник Иоанн Семенович Пахорский выехал из Москвы в последний момент, в день вступления наполеоновских войск в Москву, как он писал позже — «не быв предварен ни от духовного, ни от светского начальства о угрожавшей опасности»2. Все его имущество погибло в пожаре 1812 г.3.
Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721−1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. Приложение. С. 11−12.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 об.
Церковный трехэтажный каменный дом с пристройкой обгорел. Деревянные дома священника Иоанна Пахорского и пономаря* Петра Иванова, а также дом, выстроенный для семинаристов при церкви Космы и Дамиана, и все приходские дворы, полностью сгорели4.
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
Скворцов Н. А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 11−12.
Скворцов Н. А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 11−12.
Пропал без вести, а, скорее всего, погиб в пожаре 1812 г. двоюродный брат отца Иоанна Пахорского настоятель церкви Благовещения Пресвятой Богородицы у Москворецких ворот священник Дмитрий Ермолаевич Платонов5.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 186 об. — 187.
Сам храм Космы и Дамиана уцелел, однако колокольня обгорела. Отцом Иоанном были спасены серебряные ризы с икон, лучшие сосуды и облачения, кадила. С согласия церковного старосты* московского купца Ивана Михайловича Шорина они были зарыты в земле недалеко от церкви. Но оставшиеся в комодах венцы и оклады с икон, серебряные сосуды и облачения расхитили6.

Староста церковный — человек из мирян (обычно), ведающий хозяйством церковной общины.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1 об.

Фрагмент* из прошения священника Иоанна Пахорского. 19 ноября 1812 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1 об.).

Церковные вещи, а равно лучшие облачения, воздухи и поручи, мною с согласия Церковного Старосты, Московского Купца Ивана Михайловича Шорина зарытые в земле, вынуты из оной в прежнем своем виде: венцы и оклады с икон, также одни серебреные сосуды, и среднего разбора облачения, оставленные в комодах разхищены; Стропила на Трапезных церквах сгорели, но помянутый Церковный Староста движим будучи усердием к Святой церкви изъявил желание своим коштом оныя стропила вновь выстроить и церковь покрыть.
Антиминс* уцелел только на престоле придела Святителя Иоанна Златоуста, антиминсы на других престолах — придела Космы и Дамиана, и придела Успения Пресвятой Богородицы были утрачены. Иконостасы сохранились в целости. Стропила «на трапезных» во всех приделах сгорели (восстановлены позднее церковным старостой И.М. Шориным)7.

Антиминс - [букв. [то, что] вместо престола, от греч. ἀντί - вместо + лат. mensa — стол, трапеза], прямоугольный плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на к-ром совершается Божественная литургия. Обычно А. имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников.

Там же. Л. 1, 1 об.
19 ноября 1812 г. в прошении викарному* епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому) отец Иоанн Пахорский писал, что богослужение в храме может вестись после освящения церковных престолов8. 28 ноября 1812 г. последовало повеление освятить придел Иоанна Златоуста, где уцелел антиминс. Антиминс для освящения придела Космы и Дамиана выдал ключарь* Архангельского собора* Алексей Гаврилович Уаров9. 15 декабря 1812 г. придел был освящен протоиереем* Покровского собора* благочинным Китайского сорока* Иоанном Дмитриевичем Платоновым10.

Китайский соро́к — церкви и соборы, которые были расположены на территории Кремля и Китай-города.
Покровский собор — храм на Красной площади в Москве, известен как храм Василия Блаженного.
Протоиерей — сан, даваемый лицу белого духовенства как награда.
Архангельский собор — храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Усыпальница русских монархов.
Ключарь — духовное лицо, заведующее ризницей и церковной утварью.
Викарный епископ — помощник правящего епархиального архиерея.
Там же. Л. 1.
Там же. Л. 2.
Там же. Л. 5; Скворцов Н. А. Указ. соч. С. 11.

Фрагмент* из прошения священника Иоанна Пахорского и старосты церкви Космы и Дамиана в Старых Панех купца И. М. Шорина. 25 июля 1812 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 3.).

25 июля 1813 года

Святейшего правительствующего синода члену,

преосвященному Августину, епископу Дмитровскому,

и разных орденов кавалеру.

Китайского сорока, церкви Успения Пресвятыя Богородицы, что в Старых Панех, священника Иоанна Симеонова, и церковного Старосты, Московского Купца Ивана Михайлова Шорина всепокорнейшее прошение.
По резолюции вашего высокопреосвященства два придельные храма, во имя Святителя Христова Иоанна Златоустаго, и Святых безсребренников Космы и Дамиана в прошлом 1812 году освящены; а настоящая церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы доселе не освящена: которую также наше желание есть освятить, тем паче, что приближается праздник оныя, и к освящению все нужное находится в готовности.
25 июля 1813 г. отец Иоанн Пахорский и церковный староста купец И. М. Шорин отправили прошение на имя епископа Августина о освящении последнего Успенского придела. Антиминс был выдан, как и для придела Космы и Дамиана, ключарем Архангельского собора Алексеем Уаровым. Освящен придел Успения Богородицы был 6 августа 1813 г. протоиереем Покровского собора Иоанном Платоновым11.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.

1 Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 32.
2 Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721−1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. Приложение. С. 11−12.
3 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 об.
4 Скворцов Н. А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 11−12.
5 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 186 об. — 187.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1 об.
7 Там же. Л. 1, 1 об.
8 Там же. Л. 1.
9 Там же. Л. 2.
10 Там же. Л. 5; Скворцов Н. А. Указ. соч. С. 11.
11 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.