Два придела
Д. Лобанов
Два придела*, или как писали раньше — придельных храма, церкви Космы и Дамиана в Старых Панех связаны с фамилией Шеиных.
Придел — пристройка со стороны южного (или северного) фасада храма или специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.
Церковь святителя Николая Чудотворца
Первое упоминание церкви Святителя Николая Чудотворца, придельной к церкви Космы и Дамиана, появляется в ладанных книгах* и относится к 7126 (1617/1618) г. — ладан выдается «х Козме и Домьяну что позад Степанова двора Васильева Годунова… да к Николе Чюдотворцу что у Козмы и Домьяна в пределе»1.

Ла́данные книги — книги, содержавшие, в основном, сведения о церквах, соборах и важнейших предметах церковного устройства. Хранятся в архиве московской оружейной палаты.
Баталов А.Л., Беляев Л.А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 83.
Козьмодамиановский переулок с церковью Космы и Дамиана.

Фрагмент Сигизмундова плана. 1618.

Строителем придельной церкви стал боярин Михаил Борисович Шеин (ум. 1634), русский полководец, руководитель обороны Смоленска от польско-литовских войск в Смутное время2. К 1617 г. Шеин становится новым владельцем Годуновского двора рядом с церковью Космы и Дамиана. В дальнейшем церковь Космы и Дамиана получила название по имени нового владельца двора — «церкви святых чудотворцев Козмы и Дамиана за двором боярина Михаила Борисовича Шеина»3.

Двор Годунова-Шеина.

Фрагмент Сигизмундова плана. 1618 г.

Строителем придельной церкви стал боярин Михаил Борисович Шеин (ум. 1634), русский полководец, руководитель обороны Смоленска от польско-литовских войск в Смутное время2. К 1617 г. Шеин становится новым владельцем Годуновского двора рядом с церковью Космы и Дамиана. В дальнейшем церковь Космы и Дамиана получила название по имени нового владельца двора — «церкви святых чудотворцев Козмы и Дамиана за двором боярина Михаила Борисовича Шеина»3.

Двор Годунова-Шеина.

Фрагмент Сигизмундова плана. 1618 г.

Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 381.
Там же. Стб. 379.
В приделе Святителя Николая был особый (т.е. свой, отдельный) причт*. Так, в конце правления царя Алексея Михайловича, в 7180—7185 гг. (1671/1672−1676/1677), в придельном храме Святителя Николая служил поп Федор4. К концу XVII в. придел Святителя Николая перестал существовать. О нем нет упоминания в переписной книге* 1702 г.5 А к 1731 г. от придела осталась весьма ветхая пустая каменная палатка, расположенная за так же пустым к этому времени приделом Похвалы Богородицы6.

Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Переписные книги — в Русском государстве 17 — нач. 18 вв. сводные документы подворных переписей мужского населения «тяглых» (податных) дворов с указанием возраста и родственных отношений. Сменили писцовые книги.
Там же. Стб. 380.
Там же. Стб. 380−381.
Там же. Стб. 382.
Церковь Воскресения Христова
В последней четверти XVII в. двор рядом с церковью наследует правнук М. Б. Шеина — ближний боярин* Алексей Семенович Шеин (1652−1700), получивший за взятие Азова (второй Азовский поход 1696 года) впервые в русской истории звание генералиссимуса*. В 1682 г. А. С. Шеину, после получения им боярства, были даны деньги из казны на починку его двора в Китай-городе7. Тогда же была построена придельная храму Космы и Дамиана домовая* церковь «Воскресения Христова на дворе боярина Шеина».

Богоявленский и Космодамиановский переулки Китай-города.

Фрагмента атласа Мале. 1683 г.

В последней четверти XVII в. двор рядом с церковью наследует правнук М. Б. Шеина — ближний боярин* Алексей Семенович Шеин (1652−1700), получивший за взятие Азова (второй Азовский поход 1696 года) впервые в русской истории звание генералиссимуса*. В 1682 г. А. С. Шеину, после получения им боярства, были даны деньги из казны на починку его двора в Китай-городе7. Тогда же была построена придельная храму Космы и Дамиана домовая* церковь «Воскресения Христова на дворе боярина Шеина».

Богоявленский и Космодамиановский переулки Китай-города.

Фрагмента атласа Мале. 1683 г.

Ближние бояре — условный термин, которым принято было обозначать ближайших советников великих князей московских и царей до Петра I.
Генералиссимус (от лат. generalissimus — самый главный) — высшее воинское звание. В России первым Г. был воевода А. С. Шеин (1662—1700). Это звание было пожаловано ему Петром I за успешные действия под Азовом. Официально звание Г. в России было введено Воинским уставом 1716. Звание Г. имел, к примеру, великий русский полководец А. В. Суворов.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.
Седов П.В. К истории ранней биографии «генералиссимуса Алексея Семеновича Шеина // Петербургский исторический журнал. 2016. № 2. С. 15.
Примечательно, что до пожара 1688 г. какое-то время храм назывался по этому приделу — «Воскресения Христова, что в Старых Панех с приделом Космы и Дамиана»8. Но, после 1688 г. — опять по названию Шеина двора — «церковь Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что позади двора Алексея Семеновича Шеина» или «церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана за Шеиным двором» (1689 и 1698/1699)9.
Хавский П. В. Семисотлетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 22.
Там же. С. 21; Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Стб. 379.
После смерти вдовы А. С. Шеина Марфы Михайловны Шеиной (ум. 1713) и его сына Сергея Шеин двор был взят в казну и передан царем Петром I своей жене Екатерине Алексеевне10 (Екатерина I). В то время церковь Воскресения Христова также имела особый причт — «в Воскресенском пределе поп и диакон и церковники особливыя, и дается им от Ея Величества Государыни Императрицы жалованье»11.

Романюк С. К. Сердце Москвы — от Кремля до Белого города. М., 2013. С. 419.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III.

Церковь Козьмы и Дамиана с приделами. Фрагмент реестра церквей, находящихся в Москве. 1722 г.

(Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III).

3 января 1723 г. церковь была запечатана, согласно именному императорскому указу и постановлению Св. Синода от 12 апреля 1722 г. «О позволении иметь домовые церкви токмо по крайней нужде; об исчислении приходских церквей в Москве и уничтожении излишних». В Троицком пожаре* 1737 г. она вся выгорела и была разобрана12.
Скворцов Н. А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 18; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 2 (1722 г.). СПб., 1877. № 533. С. 177; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 3 (1723 г.). СПб., 1877.
Троицкий пожар — пожар в центре Москвы, случившийся на праздник Святой Троицы 29 мая 1737 года, в период правления императрицы Анны Иоанновны. Возгорание было одним из крупнейших городских пожаров XVIII века, современники назвали его Великим. В огне оказались Московский Кремль, дома и лавки на Волхонке, Знаменке, в Китай-городе и других районах. В общей сложности в пожаре погибло 94 человека, разрушено около четверти городской застройки.

1 Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 83.
2 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 381.
3 Там же. Стб. 379.
4 Там же. Стб. 380.
5 Там же. Стб. 380−381.
6 Там же. Стб. 382.
7 Седов П. В. К истории ранней биографии «генералиссимуса Алексея Семеновича Шеина // Петербургский исторический журнал. 2016. № 2. С. 15.
8 Хавский П. В. Семисотлетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 22.
9 Там же. С. 21; Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Стб. 379.
10 Романюк С. К. Сердце Москвы — от Кремля до Белого города. М., 2013. С. 419.
11 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительственного Синода. Т. 2. СПб., 1879. D III.
12 Скворцов Н. А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 18; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 2 (1722 г.). СПб., 1877. № 533. С. 177; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедования Российской империи. Т. 3 (1723 г.). СПб., 1877.