Дьячок Михаил Иванович Цветков
Д. Лобанов
В 1810—1813 гг. дьячком* церкви Космы и Дамиана в Старых Панех был Михаил Иванович Цветков.
Дьячок: в Русской Церкви лица, не имевшие посвящения, но исполнявшие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались дьячками, или причетниками.
Михаил Цветков родился в 1786 г. в семье священника Ильинской церкви Теряевой слободы (бывшая подмонастырская слобода Иосифо-Волоколамского монастыря) Волоколамской десятины Рузского уезда Ивана Даниловича Скворцова (ум. 1797) и его жены Мавры Федосеевны1.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1502. Л. 415 об. — 416.
Во время учебы получил фамилию Цветков. После смерти дьячка церкви Космы и Дамиана в Старых Панех Ермолая Иванова в апреле 1810 г. Михаил Цветков был назначен на его место2.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 173. Л. 64; Ф. 51. Оп. 8. Д. 30. Л. 76 об.

Фрагмент* ревизской сказки церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1811 г. (ЦГА Москвы. Оп. 8. Д. 30. Л. 76 об.).

Дьячек Михаил Иванов, написанный в пятую ревизию при отце Клинской округи Теряевой Слободы при Ильинской церкви Священнике Иване Данилове. 25 [лет].
Дьячок Михаил Цветков оставался в Москве, когда в столицу 2 сентября (14 сентября по новому стилю) 1812 г. вошли французы, пережил пожар Москвы. В Городской части города, где находилась церковь Космы и Дамиана, сохранилось только 11 домов. Остальные или сгорели или обгорели. Все дворы прихода церкви Космы и Дамиана сгорели, обгорел и трехэтажный каменный церковный дом вместе с пристройкой3.

Скворцов Н. А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Вып. 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сороков. М., 1911. С. 11−12.

Фрагмент 1 участка Городской части Москвы «Генерального плана столичного города Москвы назначением сгоревших домов под тушью, а ныне существующих под пунктировкою». 1813 г.

Михаил Цветков вспоминал: «на время занятия Москвы оставался при своей должности, и двадцать дней прожил я здесь и всё страдание, какое могли делать злодеи я перенес: а после от страху я уже из Москвы удалился в город Кострому к родственникам, где и был ими содержим»4.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 49. Л. 1.
Когда он вернулся в Москву, в начале декабря 1812 г., то обнаружил, что, предполагая его пропавшим без вести, на его место был назначен другой дьячок — Адриан Алексеев, а пристройка в дьяческой палатке*, в которой он жил, полностью выгорела в пожаре. Во вновь выстроенной палатке жил священник Иоанн Пахорский. В этой ситуации Михаил Иванович подал 23 декабря 1812 г. прошение о увольнении его из духовного звания, на что получил положительное решение и в начале 1813 г. был уволен из духовного в светское звание5.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 49. Л. 1; Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 174 об. — 175.
Палатка — (здесь) небольшая каменная постройка.

Прошение* дьячка М. И. Цветкова. 23 декабря 1813 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 49. Л. 1).

№ 267. Декабря 27 дня 1812 года. [Пометка] Уволить по требованию.
Святейшего правительствующего
Синода конторы члену преосвященному
Августину Епископу Дмитровскому
Викарию Московскому и разных орденов
кавалеру.
Китайского сорока церкви Космы и Дамиана,
что в Старых Панех от дьячка
Михайлы Иванова
всепокронейшее прошение
Ведя себя безпорочно во всю жизнь мою, и на время занятия Москвы неприятелем остался при своей должности, и двадцать дней прожив я здесь и все и все страдание какое могли делать злодеи я перенес: а после от страху я из Москвы удалился в город Кострому к родственникам, где и был ими содержим, а в Москву возвратиться доселе не имел чем, понеже, по возвращении моем, к чувствительному огорчению моему ввиду, что на место мое определен другой, а дьячковскую палатку в которой моя пристройка выгорела священник отстроил для себя и в оной проживает, но и все сие с своей стороны оставляя,
Всепокорнейше прошу ваше преосвященство уволить только меня нижайшего вовсе из духовного звания куды буду требован, и в том, что я точно дьячек и по требованию уволен буду
К сожалению, нам пока неизвестна дальнейшая судьба Михаила Ивановича Цветкова. Можно только предположить, что он или вернулся к родным в Кострому, или стал жить в Волоколамске, где его брат Иван Иванович Скворцов служил в приказных в Волоколамском духовном правлении6.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1502. Л. 415 об.

1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1502. Л. 415 об. — 416.
2 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 173. Л. 64; Ф. 51. Оп. 8. Д. 30. Л. 76 об.
3 Скворцов Н. А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Вып. 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сороков. М., 1911. С. 11−12.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 49. Л. 1.
5 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 49. Л. 1; Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 174 об. — 175.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1502. Л. 415 об.