Годуновы и первый каменный храм

Д. Лобанов
После пожара 1564 г. была построена первая каменная церковь Космы Дамиана в Старых Панех. В конце XVI в. рядом с церковью находился двор боярина Степана Васильевича Годунова, троюродного брата царя Бориса Годунова. Степан Васильевич Годунов, как и Борис Годунов, был представителем старшей ветви рода Годуновых. С 1573 г. — окольничий*, входил в Особый (опричный) двор царя Ивана Грозного1. 31 мая 1584 г., после вступления царя Федора Иоанновича на престол, был пожалован в бояре*. В 1585 г. — Костромской наместник. В 1589 г. — воевода в Великом Новгороде. В 1598 г. был пожалован в дворецкие и стал заведовать Дворцовым* приказом2.
Корзинин А. Л. Состав Боярской думы и дворцовых чинов в послеопричное время (1573−1576 гг.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 2. С. 145.
Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 1. СПб, 1895. С. 148.
Око́льничий — придворный статусный чин и должность в Боярской думе при русских князьях и царях в 13 — начале 18 в. В Толковом словаре у В. Даля, окольничий — чин приближенного к царю, по службе, лица, второй (после боярина) сверху по чину.
Бояре — представители высшего слоя общества в Русском государстве в 10 — начале 18 в.; высший чин в Боярской думе в 15 — начале 18 в.
Дворцовый приказ (или Приказ Большого Дворца, или Большой Дворец) — центральное гос. учреждение в Рус. гос-ве в 16 — 1-й четв. 18 вв. Ведал царскими дворами (кормовым, хлебным и другими), городами и селениями в собственных землях великого князя московского и гражданскими делами духовенства.
Двор боярина Степана Васильевича Годунова был отмечен на Большом Петровом чертеже под № 19, среди частных усадеб, заслуживающих особого внимания по мнению составителя чертежа3. Можно предположить, что двор был построен в 1580-е гг., после восшествия на престол царя Федора Иоанновича, жена которого царица Ирина Федоровна была троюродной сестрой С. В. Годунова. Именно в это время, 26 апреля 1587 г., С. В. Годунов получает кредит в 200 руб. на московском подворье Иосифо-Волоколамского монастыря4.

Щенкова О.П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016.
Усачев А.С. «Социальное приданое» дочери Малюты Скуратова: Б. Ф. Годунов и Иосифо-Волоколамский монастырь // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 2. С. 76−77.

Двор Степана Васильевича Годунова на Сигизмундове плане. 1610 г.

(зелёным отмечен храм Космы и Дамиана)

В это же время, как мы полагаем, в церкви Космы и Дамиана строится придел мученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. На него, как на самый древний придел храма Космы и Дамиана, указывают сотрудники Церковного отдела Комиссии по охране памятников искусства и старины, производившие осмотр храма Космы и Дамиана 11 декабря 1919 г.5 К сожалению, о существовании этого придела известно только по ружной книге* 1677 г., где указывается, что в 1624/1625 гг. (7133 г.) руга выдавалась также «в предел чюдотворца Феодора Стратилата и Христовы мученицы Ирины». Причт же храма состоял из двух священников (одному шло годовой руги «4 рубли 16 алтын 4 денги»; другому, служившему, как мы предполагаем, в приделе Феодора Стратилата и мученицы Ирины, шло годовой руги «2 рубли 25 алтын 5 денег»), дьякона, дьячка и пономаря6. Имя первого священника известно — поп Михайло7.
ЦГАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
Дополнение к актам историческим. Т. 9. СПб., 1873. С. 320.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
Ру́жная книга — книга, в которой содержались записи учета выплаченных (выданных) духовенству из государственной казны различных выплат, средств, материальных ценностей.
Нужно отметить, что именно в это время по всей стране возводились церкви и приделы в честь Феодора Стратилата и мученицы Ирины (так, в 1585 г. был освящен придел в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря)8, небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны, «в моление» о чадородии (единственная дочь царской четы Феодосия, умершая в младенчестве, родилась только в 1592 г.). Нет никаких сомнений, что в постройке придела принимал непосредственное участие боярин Степан Васильевич Годунов.

Мельник А. Г. Практика посвящений храмов во имя патрональных великокняжеских и царских святых в XVI в. Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 42.

Церковь Космы и Дамиана в Панех на Большом Петровом чертеже, 1597−1599 гг.

Как выглядела церковь в это время сказать сложно, но на картах рубежа XVI—XVII вв. (Большой Петров чертеж, 1597−1599 гг.; Сигизмундов план, 1610) можно увидеть на месте церкви Космы и Дамиана трехглавую церковь9. Особенно она выделяется своим размером среди других построек в Китай-городе на плане Мериана. План Мериана, изданный во Франкфурте-на-Майне в 1638 г., отражает, как и Сигизмундов чертеж, реалии Москвы 1590-х гг. Он ближе всего стоит к первому варианту «Петрова чертежа», но, в отличие от него, обращен к зрителю юго-восточной стороной.

Памятник истории и архитектуры XVI—XX вв. Церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана в Старых Панех. М., 2013. С. 10−13.

Китай-город на плане Мерина. 1638 г.

Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех на плане Мериана. 1638 г.

Царица Ирина (Годунова) после смерти мужа царя Федора Иоанновича в 1598 г. постриглась в Новодевичьем монастыре с именем Александры. Интересно, что вторая жена С. В. Годунова Анастасия (ум. 1595), в иночестве Анна, стала первой из рода Годуновых, кто принял схиму в Новодевичьем монастыре10.
Корзинин А. Л. Инокини из рода Сабуровых и Годуновых в Московском Новодевичьем монастыре // Исторические записки. Отделение историко-филологических наук РАН. Выпуск 20 (138). М., 2021. С. 18.
После смерти Степана Васильевича Годунова (ум. 1603) двор у церкви Космы и Дамиана унаследовал его старший сын окольничий Степан Степанович Годунов.
Степан Степанович был женат на Авдотье Дмитриевне, дочери боярина, воеводы князя Дмитрия Ивановича Хворостинина (ум. 1590), владевшего в конце XVI в. каменными палатами на Никольской улице, рядом с Богоявленским монастырем11. Дети Степана Степановича и Авдотьи Дмитриевны Годуновых умерли в младенчестве, и были погребены в Троице-Сергиевом монастыре рядом с дедом, «в ногах», князем Д. И. Хворостининым, в иночестве Дионисием12.
Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 575.
Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Повременное издание. Кн. 2. М., 1879. С. 87.
При Лжедмитрии I, попав в опалу, С. С. Годунов был сослан в воеводство в Верхотурье13. В Москву он уже не вернулся. Умер в 1615 г.14 (16 ноября 1615 г. «по Стефане Стефановиче Годунове дала вкладу жена ево Овдотья Дмитриевна денег 100 рублев» в Троице-Сергиев монастырь15). Похоронен был в Ипатьевском монастыре, рядом с братом Титом Степановичем16.
Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. По напечатанным правительственным актам. СПб., 1902. С. 463.
Павлов А. П. Судьба землевладения рода Годуновых после Смуты // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Выпуск 5. 2016. С. 433−434.
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 122.
Лобанов-Ростовский А. Б. Указ. соч. С. 155.
Авдотья Дмитриевна Годунова унаследовала лишь незначительную часть прежних земельных владений своего мужа и свекра17. Можно предположить, что в их число вошел и московский двор Годуновых. Умерла А. Д. Годунова в конце 1628 г.18
Павлов А. П. Указ. соч. С. 435.
Там же. С. 435.
Боярин Михаил Борисович Шеин (ум. 1634) становится владельцем московского двора Годуновых не ранее 1626 г. В 1624/1625 гг. (7133 г.) церковь Космы и Дамиана имела еще название «за Степановым двором Годунова»19. Женой М. Б. Шеина была Мария Михайловна Годунова, дочь воеводы Михаила Васильевича Годунова-Толстого, четвероюродного брата боярина С. В. Годунова.
Щенкова О.П., Щенкова А. С. Указ. соч. С. 313; Холмогоров В. И. Указ. соч. Стб. 379.
С именем М. Б. Шеина связана постройка придельной церкви Святителя Николая Чудотворца20. Однако, первое ее упоминание относится к 1617/1618 гг. (7126 г.): ладан выдается «х Козме и Домьяну что позад Степанова двора Васильева Годунова… да к Николе Чюдотворцу что у Козмы и Домьяна в пределе»21. В это время М. Б. Шеин был еще в плену у поляков. Возможно, в дальнейшем он перестроил уже существующий придел Святителя Николая. В таком случае, не исключено участие Годуновых в создании придельной церкви Святителя Николая Чудотворца. Пока известные документы, связанные с историей церкви Космы и Дамиана, не дают ответа на этот вопрос.
Там же. Стб. 381.
Баталов А.Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 83.

1 Корзинин А. Л. Состав Боярской думы и дворцовых чинов в послеопричное время (1573−1576 гг.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 2. С. 145.
2 Лобанов-Ростовский А. Б. Русская родословная книга. Т. 1. СПб, 1895. С. 148.
3 Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016.
4 Усачев А. С. «Социальное приданое» дочери Малюты Скуратова: Б. Ф. Годунов и Иосифо-Волоколамский монастырь // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2023. № 2. С. 76−77.
5 ЦГАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
6 Дополнение к актам историческим. Т. 9. СПб., 1873. С. 320.
7 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
8 Мельник А. Г. Практика посвящений храмов во имя патрональных великокняжеских и царских святых в XVI в. Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 42.
9 Памятник истории и архитектуры XVI—XX вв. Церковь святых бессеребренников Космы и Дамиана в Старых Панех. М., 2013. С. 10−13.
10 Корзинин А. Л. Инокини из рода Сабуровых и Годуновых в Московском Новодевичьем монастыре // Исторические записки. Отделение историко-филологических наук РАН. Выпуск 20 (138). М., 2021. С. 18.
11 Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 575.
12 Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Повременное издание. Кн. 2. М., 1879. С. 87.
13 Барсуков А. П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. По напечатанным правительственным актам. СПб., 1902. С. 463.
14 Павлов А. П. Судьба землевладения рода Годуновых после Смуты // Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Выпуск 5. 2016. С. 433−434.
15 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 122.
16 Лобанов-Ростовский А. Б. Указ. соч. С. 155.
17 Павлов А. П. Указ. соч. С. 435.
18 Там же. С. 435.
19 Щенкова О. П., Щенкова А. С. Указ. соч. С. 313; Холмогоров В. И. Указ. соч. Стб. 379.
20 Там же. Стб. 381.
21 Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 83.