Голицыны

Д. Лобанов
С 1716 г. придел Похвалы Богородицы оказывается на попечении князей Голицыных — княгини Марии Федоровны Голицыной (1651−1723) и ее сына князя Сергея Борисовича Голицына (1687−1758) (в 1718 г. платил окладную дань* «боярыни вдовы княгини Марии Федоровны Голицыной человек Степан Денежкин; в 1721 г. князь Сергея Борисовича Голицына служитель Иван Болталевский»1).

Фрагмент смешанной родословной князей Голицыных-Хворостининых

Княгиня М. Ф. Голицына была дочерью боярина князя Федора Юрьевича Хворостинина и княжны Елены Борисовны Лыковой-Оболенской, двоюродной сестры царя Михаила Федоровича Романова. Двоюродным братом княгини М. Ф. Голицыной был стольник Семен Иванович Шеин, двор которого в середине XVII в. располагался около церкви Космы и Дамиана2.
Мужем княгини М. Ф. Голицыной стал князь Борис Алексеевич Голицын (1654−1714), получивший в приданое двор князей Хворостининых на Никольской улице вблизи Богоявленского монастыря. Двор этот продержался в руках прямых потомков князя Бориса Алексеевича вплоть до 1776 г.

Неизвестный художник. Портрет князя Бориса Алексеевича Голицына. 1780-е гг. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Князь Б. А. Голицын прошел долгий путь придворного*, начиная с чина комнатного стольника* у царевича Федора Алексеевича. Мать будущего императора Петра I царица Наталья Кирилловна доверила князю Б. А. Голицыну воспитание сына, назначив его «дядькой»*. Сблизившись с Нарышкиными, он стал одним из инициаторов провозглашения Петра I царем в 1682 г. Будучи приближенным Петра I, князь способствовал его приходу к власти в 1689 г., а во время борьбы Петра с царевной Софьей стал руководителем его партии. Во время Великого посольства в 1697—1698 гг. вместе с Л. К. Нарышкиным и князем П. И. Прозоровским князь Б. А. Голицын возглавлял правительство в Москве. В конце жизни принял монашество с именем Боголепа во Флорищевой пустыни*, где и был погребен.
Младший сын князя Б. А. Голицына и княгини М. Ф. Голицыной князь Сергей Борисович Голицын после смерти отца покупает двор недалеко от Богоявленского монастыря, в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех на противоположной стороне Козмодемьянского переулка у наследников судьи Разрядного приказа* В.Г. Семенова3. Двор этот принадлежал в первой половине XVII в. дьяку Булгаку Милованову, построившему придел Похвалы Богородицы. В этом приделе князь С. Б. Голицин имел намерение устроить домовую церковь* для своей матери4. Выбор, возможно, был продиктован родством князей Голицыных с ктитором* придельной церкви боярином А.П. Салтыковым5. В конце XVII в. двором на углу Богоявленского и Космодамиановского переулков владел брат князя Б. А. Голицына князь Петр Алексеевич Голицын. В XVIII в. этот двор перешел к Шереметевым и вошел в приход храма Космы и Дамиана6.

Голицынский двор на противоположной от церкви стороне Космодамианского переулка. Фрагмент плана Китай-города первой половины XVIII в. Реконструкция О. П. Щенковой и А. С. Щенкова.

Князь С. Б. Голицын был комнатным стольником царевны Натальи Алексеевны, сестры царя Петра I, имел чин статского советника* при императрице Елизавете Петровне. Был дважды женат. Первый раз на графине Прасковье Федоровне Головиной (1687−1720), дочери графа Федора Алексеевича Головина, видного государственного деятеля, дипломата, сподвижника Петра I, первого кавалера ордена Андрея Первозванного. Второй раз на Марии Александровне Милославской (1697−1767) (дальней родственнице царицы Марии Ильиничны, жены царя Алексея Михайловича). Был погребен вместе с ней в нижней Казанской церкви Богоявленского собора бывшего Богоявленского монастыря.

Белокаменная плита князя С. Б. Голицына. Крипта Богоявленского собора бывшего Богоявленского монастыря Китай-города.

Каменная плита князя С. Б. Голицына была найдена во время проведения реставрационных работ и археологических раскопок, проведенных в Богоявленском соборе бывшего Богоявленского монастыря в 1980-х гг. под руководством Л. А. Беляева и Н. П. Пахомова. В настоящее время она находится в крипте (трапезной палате XV в., расположенной под нижней Казанской церковью Богоявленского собора).

В научной литературе было высказано предположение, основанное на анализе духовной грамоты (завещания) княгини М. Ф. Голицыной, что она окончила свой земной путь 13 октября 1723 г. в доме своего сына князя С. Б. Голицына в приходе церкви Космы и Дамиана7. К этому времени, согласно именному императорскому указу и постановлению Св. Синода, службы в приделе Похвалы Богородицы были упразднены и далее не возобновлялись.

Голицынский двор на противоположной от церкви стороне Космодамианского переулка. Фрагмент плана Китай-города первой половины XVIII в. Реконструкция О. П. Щенковой и А. С. Щенкова.

Младший сын князя Б. А. Голицына и княгини М. Ф. Голицыной князь Сергей Борисович Голицын после смерти отца покупает двор недалеко от Богоявленского монастыря, в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех на противоположной стороне Козмодемьянского переулка у наследников судьи Разрядного приказа* В.Г. Семенова3. Двор этот принадлежал в первой половине XVII в. дьяку Булгаку Милованову, построившему придел Похвалы Богородицы. В этом приделе князь С. Б. Голицин имел намерение устроить домовую церковь* для своей матери4. Выбор, возможно, был продиктован родством князей Голицыных с ктитором* придельной церкви боярином А.П. Салтыковым5. В конце XVII в. двором на углу Богоявленского и Космодамиановского переулков владел брат князя Б. А. Голицына князь Петр Алексеевич Голицын. В XVIII в. этот двор перешел к Шереметевым и вошел в приход храма Космы и Дамиана6.
Князь С. Б. Голицын был комнатным стольником царевны Натальи Алексеевны, сестры царя Петра I, имел чин статского советника* при императрице Елизавете Петровне. Был дважды женат. Первый раз на графине Прасковье Федоровне Головиной (1687−1720), дочери графа Федора Алексеевича Головина, видного государственного деятеля, дипломата, сподвижника Петра I, первого кавалера ордена Андрея Первозванного. Второй раз на Марии Александровне Милославской (1697−1767) (дальней родственнице царицы Марии Ильиничны, жены царя Алексея Михайловича). Был погребен вместе с ней в нижней Казанской церкви Богоявленского собора бывшего Богоявленского монастыря.

Каменная плита князя С. Б. Голицына была найдена во время проведения реставрационных работ и археологических раскопок, проведенных в Богоявленском соборе бывшего Богоявленского монастыря в 1980-х гг. под руководством Л. А. Беляева и Н. П. Пахомова. В настоящее время она находится в крипте (трапезной палате XV в., расположенной под нижней Казанской церковью Богоявленского собора).

В научной литературе было высказано предположение, основанное на анализе духовной грамоты (завещания) княгини М. Ф. Голицыной, что она окончила свой земной путь 13 октября 1723 г. в доме своего сына князя С. Б. Голицына в приходе церкви Космы и Дамиана7. К этому времени, согласно именному императорскому указу и постановлению Св. Синода, службы в приделе Похвалы Богородицы были упразднены и далее не возобновлялись.

Белокаменная плита князя С. Б. Голицына. Крипта Богоявленского собора бывшего Богоявленского монастыря Китай-города.


1 Холмогоров В.И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
2 Кобеко Д.Ф. Шереметевы и князья Урусовы. СПб., 1900. С. 7–8.
3 Лукашевич В.Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина. 25–26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 295.
4 Там же. С. 285.
5 Голицын Н.Н. Род князей Голицыных. Т. 1. СПб., 1892. С. 130131.
6 Щенкова О.П., Щенкова А.С. Московский центр в Китай-городе XVI–XVII вв. М., 2016. С. 180–181.
7 Лукашевич В.Ю. Указ. соч. С. 287–288; Дворяне Москвы: свадебные акты и духовные завещания петровского времени / Сост., очерки и коммент. Н.В. Козловой и А.Ю. Прокофьевой. М., 2015. С. 354–355.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
Кобеко Д. Ф. Шереметевы и князья Урусовы. СПб., 1900. С. 7−8.
Лукашевич В. Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. 25−26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 295.
Лукашевич В. Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. 25−26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 285.
Голицын Н. Н. Род князей Голицыных. Т. 1. СПб., 1892. С. 130-131.
Щенкова О.П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 180−181.
Лукашевич В. Ю. Указ. соч. С. 287−288; Дворяне Москвы: свадебные акты и духовные завещания петровского времени / Сост., очерки и коммент. Н. В. Козловой и А. Ю. Прокофьевой. М., 2015. С. 354−355.
Окла́дная дань — одна из категорий доходов Русского государства.
Придворный — обобщающее название лиц (чинов), служащих при дворе Русского государя.
Комнатный стольник: стольник — придворный чин в Русском государстве в XIII—XVII вв. По росписи чинов XVII века стольники занимали пятое место (находясь после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков). Комнатные стольники прислуживали царю, когда тот ел один в своих покоях.
Дядька — в дворянских семьях приставленный для надзора или ухода за малолетним ребёнком (обычно мальчиком) слуга.
Флори́щева пу́стынь — мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный в посёлке Фролищи Нижегородской области, на холме, именуемом Флорищевой красной горой, возле реки Лух. Основные постройки, включая собор, трапезную Троицкую церковь и отдельно стоящую колокольню, возведены на рубеже 1670-х и 1680-х гг.
Разрядный приказ — один из главных приказов Русского государства. Имел исключительное значение для управления государством, так как среди прочего выполнял функцию общей государственной канцелярии, а также ведал государевой службой.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.
Кти́тор — [греч. κτήτωρ, от κτίζω - строю, созидаю или κτάομαι - приобретаю], наименование создателя храма или монастыря, либо лиц, пожертвовавших средства на строительство, ремонт, реставрацию храмовых, монастырских строений, на храмовое убранство (иконы, иконостасы, фрески, мозаики), священные сосуды и другую церковную утварь, либо лиц, осуществляющих регулярные пожертвования или взявших на себя содержание храма или монастыря. На Руси ктиторов, построивших храм или монастырь, называли также «здателями».
Статский советник [от нидерл. staat «государство"] - это один из гражданских чинов в дореволюционной России. Согласно Табели о рангах, этот чин относился к V классу табели, то есть входил в число высших чинов Российской империи, занимая место между чинами коллежского советника и действительного статского советника.