Певчая слобода
Д. Лобанов
В конце XVIII в. храм Космы и Дамиана в Старых Панех получил еще одно название — церковь Успения Пресвятой Богородицы, «что в Старой Певчей». Название это было связано с Синодальной Певчей слободой, дворы которой вошли в середине 1770-х гг. в состав прихода Космодамиановской церкви.
В 1655 г. бывший участок подворья Афонского Хиландарского монастыря был отдан патриархом Никоном под дворы кремлевских певчих1. Так, на участке между Богоявленским и Ветошным переулками, образовался особый комплекс жилых зданий для патриарших певчих дьяков и подьяков* — Патриаршая певчая слобода, занявшая, как предполагают исследователи, также часть земель соседнего Богоявленского монастыря и Троицкого подворья (в 1684 г. для расширения участка Патриаршей певчей слободы была использована огородная земля Троицкого подворья)2.
Можаев А. В. Певческая слобода Китай-города: новые данные // Архитектурное наследство. № 76. 2022. С. 81.
Щенкова О.П., Щенков А. С. Московский центр в Китай-городе. XVI — XVII вв. М., 2016. С.184; Разумовский. Д. В. Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки. СПб., 1895. С. 26, 27.
Певчие дьяки: в 15 — сер. 18 вв. в России профессиональные хоровые певцы (мужчины и мальчики), придворные и церковные. Крупнейшие хоры — Государевы П. д. и Патриаршие П. д. Хор Государевых П. д. впервые упоминается в 1489, в 1703 переведён из Москвы в С.-Петербург, в 1763 преобразован в Придворную певческую капеллу. Хор Патриарших П. д. и поддьяков основан с установлением патриаршества в 1589 на базе хора митрополита Московского. В 1721 переименован в Синодальный хор.
Патриаршие певчие дьяки и подьяки составляли особый патриарший хор певчих, образованный одновременно с учреждением патриаршества на Руси в 1589 г. Его состав, по своей численности, был довольно значительным, и в конце XVII в. составлял 50 человек3.
Там же. С. 20.
Первоначально строения в Патриаршей певчей слободе были деревянные. В 1688 г. патриарх Иоаким прикупил к «певчей Слободке» «для пространства после пожару порозжее пустое место у боярина князя Бориса Алексеевича Голицына»4, и велел в той Слободке построить каменное строение (всего 33 двора, составившие «патриаршую певчую улицу»5). 31 января 1690 г., незадолго до смерти, патриарх Иоаким «ходил к певческим палатам, которые построены за Ветошным Рядом, для разводу тех палат певчим дьякам и подьякам, где кому жить»6.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб. 103.
Зерцалов А.Н.Московский Китай-город в XVII в. (по описи 1695 г.) // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. 1893. Кн. 2. С. 3−30.
Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. 1. М., 1905. С. 593.
Постройки певческой Слободки были названы палатами. В конце XVII в. так называли каменные дома. Небольшой размер дворов (ширина около 3 саженей) предполагает тесное смыкание палат друг с другом. Ни одна улица, тем более небольшой переулок, не имели такой плотности капитальной застройки. Каменные палаты, построенные для певчих дьяков, представляли собой секционные дома, подобные монастырским кельям, но с подворотнями, ведущими на раздельные частные дворики. Дома были богатые (Москва только становилась каменной), двухэтажные или одноэтажные с высоким подклетом*. До присоединения участка князя Б. А. Голицына певчая Слободка имела строго прямоугольную форму. В результате слияния земельных участков она приобрела неправильную форму7.

Щенкова О.П., Щенков А. С. Указ. соч. С. 186; Лукашевич В. Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. 25−26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 271, 273.
Подклет (подклеть) — в рус. архитектуре нижний нежилой этаж здания. П., или «подызбицу», в жилых дерев. домах использовали преим. для хозяйств. целей (кладовых), реже — для зимовки скота.

План Синодальной (Певческой патриаршей) слободы. 1783 г. (Щенкова О.П., Щенков А. С. Московский центр в Китай-городе. XVI — XVII вв. М., 2016. С. 187).

На плане 1783 г. видно, что Певчая слобода (как она стала именоваться в синодальную эпоху) делилась на секции: 14 на южной стороне Большого переулка и 13 на северной. Разрыв в северной линии (Малый Певчий), изгибаясь, ведет к Ветошному переулку. Здесь поставлена третья, короткая, линия из двух корпусов в две и четыре секции. Всего 33 секции или двора8. Таким образом, мы видим, что расположение дворов Певчей слободы не менялось с конца XVII в.
Можаев А. В. Указ. соч. С. 82.
Дворы Певчей слободы были очень похожи на Братский корпус Знаменского монастыря на Варварке (конец 1670-х гг.), каждая из трех секций которого представляет собой сени и жилую комнату. В дворах Певчей слободы эта традиционная келейная система была усложнена наличием проезда, второй комнаты в торце сеней и переносом крыльца (и самого двора) на тыльную сторону здания9.

Там же. С. 84.

Фасады каменных корпусов Синодальной певчей слободы. РГАДА (Можаев А. В. Певческая слобода Китай-города: новые данные // Архитектурное наследство. № 76. 2022. С. 84).

После отмены патриаршества патриаршие певчие стали певчими Синодального хора. Певчая слобода в это время входила в приход храма Ильи Пророка на Новгородском подворье*. После эпидемии чумы в 1771 г. Певчая слобода вошла в приход храма Космы и Дамиана в Старых Панех (в 1777 г. дворы Певчей слободы появляются в метрических книгах церкви Космы и Дамиана)10.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
Новгородское подворье — подворье Новгородского архиерея.

Фрагмент реконструкции О. П. Щенковой и А. П. Щенкова землевладений Китай-города в середине XVIII в. № 25 — ряды домов в Певческой слободе.

В конце XVIII в. в Певческой слободе образовалось два сплошных ряда строений, напоминающих переулки — Большой и Малый Певческие (дома в «Большой и Малой Певчей»)11. Их можно увидеть на акварели художника Ф. Я. Алексеева начала 1800-х гг.

Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 412.

Фрагмент акварели Ф. Я. Алексеева, ученики. Богоявленский монастырь. Общий вид со стороны Рыбного переулка. 1800-е гг. Перед монастырем видны корпуса Певческой слободы.

В это время, в конце XVIII — начале XIX вв., в Певчей слободе жил синодальный певчий Федор Гаврилович Таболовский, известный композитор партесного пения*, в 1813 г. ставший регентом Синодального хора12.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 820а. Л. 1 об.; Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. Сергиев посад, 1998. С. 260.
Парте́сное пение (от лат. partes — голоса; в переносном смысле — хоровая партия) — род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля с высотным и тембровым разделением партий.
В XIX в. два ряда строений Певческой слободы образовали Большой и Малый дома синодальных певчих, объединенные к 1864 г. в Синодальное подворье и сдававшиеся как правило синодальными певчими в наем. В 1865 г. здесь проживали отставные солдаты — унтер-офицер Мирон Емельянов и рядовые Яков Матвеев и Иван Григорьев со своими женами13.
ЦГА Москвы. Ф.203. Оп. 747. Д. 1896. Л. 75.
В 1864 г. было принято решение о сносе обветшавших зданий бывшей Певчей слободы. Старая застройка была разобрана и на ее месте в 1864—1869 гг. архитектором А. С. Никитиным был построен комплекс отапливаемых Теплых торговых рядов, при этом отдельные части стен нижнего яруса зданий Певчей слободы были включены в объем Теплых торговых рядов14.
Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 34−35; Романюк С. К. Указ. соч. С. 410; Можаев А. В. Указ. соч. С. 85.

1 Можаев А. В. Певческая слобода Китай-города: новые данные // Архитектурное наследство. № 76. 2022. С. 81.
2 Щенкова О. П., Щенков А. С. Московский центр в Китай-городе. XVI — XVII вв. М., 2016. С.184; Разумовский. Д. В. Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки. СПб., 1895. С. 26, 27.
3 Там же. С. 20.
4 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб. 103.
5 Зерцалов А.Н.Московский Китай-город в XVII в. (по описи 1695 г.) // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. 1893. Кн. 2. С. 3−30.
6 Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. 1. М., 1905. С. 593.
7 Щенкова О. П., Щенков А. С. Указ. соч. С. 186; Лукашевич В. Ю. Неизвестные голицынские владения в Китай-городе // Хозяева и гости усадьбы Вяземы и Захарово. Материалы научной конференции Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. 25−26 января 2020. Большие Вяземы, 2020. С. 271, 273.
8 Можаев А. В. Указ. соч. С. 82.
9 Там же. С. 84.
10 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
11 Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 412.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 820а. Л. 1 об.; Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. Сергиев посад, 1998. С. 260.
13 ЦГА Москвы. Ф.203. Оп. 747. Д. 1896. Л. 75.
14 Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. 2009. С. 34−35; Романюк С. К. Указ. соч. С. 410; Можаев А. В. Указ. соч. С. 85.