Придел Святителя Иоанна Златоуста
Д. Лобанов

Церковь Космы и Дамиана в Космодамиановском переулке. План Мериана. 1638 г.

В 1641 г. с левой стороны церкви Космы и Дамиана была построена придельная церковь Иоанна Златоуста1. В это время церковь Космы и Дамиана имеет двойное название — «церковь Успения Пресвятой Богородицы и Козмы и Дамиана, в Китай-городе, в Панех» (это название вошло в благословенную грамоту на постройку церкви Иоанна Златоуста от 22 марта 1641 г.)2.
ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383.
Построил придельную церковь Иоанна Златоуста по обету московский купец Михаил Ерофеев. Выходец из посадских* людей, ко времени окончания строительства храма он был переведен в гостиную сотню* (гость* с 1649 г.)3. Выбор храма Космы и Дамиана для строительства обетной церкви был неслучаен — здесь в июле 7143 г. (1635) в придельной церкви Похвалы Богородицы патриарх Иоасаф I отпевал жену купца Михаила Ерофеева4.
Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. С. 98, 290.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
Гость — название наиболее богатых, крупных купцов до введения купеческих гильдий в 1724 г., к середине XVII в. гости стали высшей категорией привилегированного русского купечества.
Гостиная сотня — привилегированная корпорация русского купечества в конце 16 — начале 18 вв., вторая по богатству её членов и значению после гостей. В Г. с. правительство зачисляло торговых людей из посада и крестьян.
Посадские люди — в Русском государстве торгово-промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1570—80-х гг. из посадских людей выделены торговые люди, которые были объединены в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню.
После смерти Михаила Ерофеева придельная церковь Иоанна Златоуста содержалась гостями Акишевыми, имевшими двор в приходе церкви Космы и Дамиана5. В 1713 г. Дмитрий Дмитриевич Акишев (р. ок. 1658), внук Михаила Ерофеева, поновлял престол и пол в придельной церкви Иоанна Златоуста, после чего она была освящена на старом антиминсе* протопопом Большого Успенского собора* Федором Панкратьевым. В 1722 г. Д. Д. Акишев, обращаясь в Синодальный казенный приказ* о назначении к «нашей Златоустовской церкви» священником Матвея Васильева, писал, что пение будет «коштовать* из своего иждивения»6. Церковный причт* также получал «годовую ружную* дачу от дома гостя Дмитрия Дмитриева Акишева»7.

Материалы для истории Московского купечества. Т. 1. М., 1883. С. 1; Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 181.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383−384.
Хавский П. В. Семистолетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 15.
Руга — выплаты духовенству, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался произвольно.
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Коштовать (кошт — иждивение, содержание; вообще, расход, издержка) — содержать, нести расходы.
Патриарший казенный приказ — (с 1722 Синодальный казённый приказ), один из центральных органов церковного управления в России в 17 — 1-й пол. 18 вв., ведавший патриаршей (с 1721 синодальной) домовой денежной и вещевой казной, её расходной и приходной частями.
Успенский собор — храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади.

Антиминс - [букв. [то, что] вместо престола, от греч. ἀντί - вместо + лат. mensa — стол, трапеза], прямоугольный плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на к-ром совершается Божественная литургия. Обычно А. имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников.

Двор Акишевых и их потомков в приходе церкви Космы и Дамиана на углу Космодамиановского и Большого Черкасского переулков (№ 31). Фрагмент плана Китай-города. Первая половина XVIII в. По схеме О. П. Щенковой и А. С. Щенкова.

К марту 1746 г. все части обширного двора Д. Д. Акишева, выходящего в Большой Черкасский переулок, были проданы его потомками Василию Васильевичу Нарышкину (1712−1779)8. После В. В. Нарышкина в 1749 г. двор переходит к подполковнику Ивану Петровичу Роговскому. Придел Иоанна Златоуста в этот период в документах значится как домовая церковь — «церковь Иоанна Златоуста, что в Панех, при доме подполковника Ивана Петровича Роговского»9.
Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 7. М., 1897. С. 17, 43, 69.
Там же. С. 249; Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск 1. М., 1911. С. 86.
8 апреля 1755 г. бывший двор Акишевых переходит к генерал-майору Александру Петровичу Лачинову (ум. 1784)10, который почти на 30 лет становится ктитором* и содержателем домового* храма «при церкви Успения Богородицы, что в Панех»11.
Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 8. М., 1898. С. 311.
Древняя российская вивлиофика. Ч. IX. М., 1789. С. 284.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.
Кти́тор — [греч. κτήτωρ, от κτίζω - строю, созидаю или κτάομαι - приобретаю], наименование создателя храма или монастыря, либо лиц, пожертвовавших средства на строительство, ремонт, реставрацию храмовых, монастырских строений, на храмовое убранство (иконы, иконостасы, фрески, мозаики), священные сосуды и другую церковную утварь, либо лиц, осуществляющих регулярные пожертвования или взявших на себя содержание храма или монастыря. На Руси ктиторов, построивших храм или монастырь, называли также «здателями».
Сохранилось краткое описание придельной церкви Иоанна Златоуста в клировой ведомости* церкви Космы и Дамиана 1779 г.: при церкви Космы и Дамиана «имеется ружная церковь пятиглавая во имя Иоанна Златоустого каменная в твердости… при ней священник Михайла Иванов, определенный… в 1773 году из Московского Сретенского монастыря…»12. Из описания следует, что это была каменная пятиглавая церковь со своим причтом.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1512. Л. 4 об.
Клировая ведомость (списки лицам духовного ведомства) — документ о службе лиц духовного сословия. Содержал в себе: 1) сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах; 2) послужные списки причта; 3) статистические данные по приходу.
Домовая церковь Иоанна Златоуста упоминается также в рапорте священника церкви Космы и Дамиана Афанасия Ефимова, откуда следует, что каменная церковь Иоанна Златоуста с главою и крестом находится «близ церкви Космы и Дамиана», а служит в ней священник Иван Яковлев13.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 23. Д. 6. Л. 4.

Фрагмент* рапорта священника церкви Косма и Дамиана в Старых Панех Афанасия Ефимова. Октябрь 1766 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 23. Д. 6. Л. 4).

1766 года октября дня Китайского сорока церкви Козмы и Дамиана что в Старых Панех священник Афанасий Евфимов с причетники объявил, что близ той Козмодамианской приходской церкви дому генерал-поручика Александра Петровича Лачинова имеется церковь святого Иоанна Златоустого каменная з главой и крестом и антиминс неподвижимой и священник Иван Яковлев действительно служащий.
После смерти А. П. Лачинова по указу Московской Духовной Консистории от 1 мая 1784 г. было велено домовую церковь Иоанна Златоуста считать придельной к церкви Космы и Дамиана в Панех14.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 516. Л. 15; Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721−1821). Ч. 3. Кн. 1. М., 1870. С. 12−13.
Лачиновы продолжали жить в приходе церкви Космы и Дамиана до 1789 г. В их доме 20 мая 1786 г. умер дьячок* придельной церкви Иоанна Златоуста Козьма Гаврилов15.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 48. Л. 19.
Дьячок: в Русской Церкви лица, не имевшие посвящения, но исполнявшие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались дьячками, или причетниками.
14 февраля 1787 г. в церкви Космы и Дамиана венчался сын А. П. Лачинова прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка Петр Александрович Лачинов (ум. 1792) с княжной Прасковьей Николаевной Долгоруковой16. В собрании Третьяковской галереи хранится портрет Прасковьи Николаевны Лачиновой, во втором браке Ланской, работы Ф. С. Рокотова.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 48. Л. 57.

Ф. С. Рокотов. Портрет Прасковьи Николаевны Ланской. 1790-е гг. ГТГ.

В 1789 г. двор Лачиновых приобрела генеральша Варвара Федоровна Астафьева.
При перестройке церкви Космы и Дамиана в 1803 г. придельная церковь Иоанна Златоуста была разобрана17.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 5. Л. 1.

1 ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
2 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383.
3 Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. С. 98, 290.
4 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
5 Материалы для истории Московского купечества. Т. 1. М., 1883. С. 1; Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 181.
6 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383−384.
7 Хавский П. В. Семистолетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 15.
8 Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 7. М., 1897. С. 17, 43, 69.
9 Там же. С. 249; Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск 1. М., 1911. С. 86.
10 Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 8. М., 1898. С. 311.
11 Древняя российская вивлиофика. Ч. IX. М., 1789. С. 284.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1512. Л. 4 об.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 23. Д. 6. Л. 4.
14 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 516. Л. 15; Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721−1821). Ч. 3. Кн. 1. М., 1870. С. 12−13.
15 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 48. Л. 19.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 48. Л. 57.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 5. Л. 1.