Соловьевы
Д. Лобанов
Протоиерей Федор Павлович Соловьев
Протоиерей Федор Павлович Соловьев был настоятелем церкви Космы и Дамиана в Старых Панех в 1850-1884 гг.
Федор Соловьев родился 19 января 1812 г. в семье священника Успенской церкви села Андреевского Коломенского уезда Павла Сергеевича Соловьева1. В 1826 г. отец Павел Соловьев был переведен в Введенскую церковь села Введенского (Клементьево) Рузского уезда2.

Метрическая запись* о рождении и крещении протоиерея Ф.П. Соловьева. 19 января 1812 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1063. Л. 428).
В 1834 г. Федор Павлович окончил Московскую духовную семинарию (МДС) по 2 разряду, после чего был уволен в епархиальное ведомство с аттестатом и званием студента. В 1836 г. был определен в низшее отделение Перервинского* уездного духовного училища учителем Катехизиса*, латинского языка, церковного устава и нотного пения. В 1837 г. был переведен в Спасо-Андроньевское* духовное уездное училище в низшее отделение учителем латинского языка, русской грамматики и арифметики. В 1839 г. — переведен в высшее отделение Донского* уездного училища учителем Катехизиса, Священной Истории и греческого языка, позже в том-же 1839 г. — инспектор Донского уездного и приходского училищ. В 1842 г. правлением Московской Духовной Семинарии Федору Павловичу Соловьеву была объявлена благодарность от лица митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) за рассмотрение русской грамматики по его поручению3.
В 1842 г. по увольнении от училищной службы Федор Павлович был рукоположен в диакона Вознесенской церкви* на Царицынской улице г. Москвы, где прослужил почти 8 лет. 15 февраля 1850 г., по рукоположении во пресвитера*, переведен на место священника (настоятеля) в церковь Космы и Дамиана в Старых Панех4.
Фрагмент исповедной ведомости* Космодамиановской церкви, что в Старых Панех. 1852 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1629. Л. 75).
С 1843 г. по благословению митрополита Филарета состоял законоучителем* в Мариинской школе Московского благотворительного общества «безвозмездно». За свой труд был награжден набедренником* (1853 г.) и бархатной фиолетовой скуфьей* (1856 г.).5
«За честное служение священником и за полезные безмездные труды в преподавании Закона Божия» был пожалован бархатной фиолетовой камилавкой* и золотым наперсным крестом* от Святейшего Синода (1867 г.).6
В 1872 г. за «отлично усердную службу» был пожалован орденом св. Анны* 3-й ст. Имел также бронзовый крест* на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853−1856 гг.
Наперсный бронзовый крест «В память войны 1853−1856» с лентой ордена св.Владимира.
С 1853 г. отец Федор Соловьев состоял увещевателем* в Канцелярии чиновника для особых поручений Московского военного генерал-губернатора. С 1856 г. — сотрудником Попечительства о бедных Китайского сорока. В 1860 г. состоял членом Комитета при составлении описи Московского Богоявленского монастыря. В 1870 г. — членом Комиссии по возобновлению здания Московской духовной* консистории7. 28 апреля 1876 г. был награжден «за заслуги по гражданскому ведомству» орденом св. Анны 2-й ст.7a
МЕВ. Оф. отдел. № 16. 1876. С. 47.
При отце Федоре Соловьеве были возобновлены (обновлены): в 1853 г. — придел Успения Пресвятой Богородицы, а в 1877 г. — «на пожертвования» придел Святых Космы и Дамиана8. Церковный дом был капитально отремонтирован, а в 1860 г. совершенно перестроен9. Все это оказалось возможным благодаря тому, что отец Федор Соловьев «имел немалое число духовных детей и знакомых из среды московского купечества»10. В 1878 г. в церкви Космы и Дамиана был упразднен придел Иоанна Златоуста, после устройства в храме нового иконостаса11. К 1 июля 1883 г. заботами отца Федора церковный капитал составил 96 тысяч 536 рублей12.

Церковь св. Космы и Дамиана в Козмодемьяновском переулке. Фотография из альбома — Москва. Соборы, монастыри и церкви [альбом фотогравюр Шерер, Набгольц и К°]. Кремль и Китай-город / Предисл. Н. А. Найденова. М., 1883.
Незадолго до смерти отец Федор Соловьев удостоился сана* протоиерея13. Последние 8 месяцев жизни он тяжело болел14. Умер протоиерей Федор Павлович Соловьев 11 июня 1884 г.15 Погребен в Покровском монастыре16.
После смерти мужа, вдова протоиерея Федора Соловьева Александра Семеновна обратилась к церковным властям с просьбой об увеличении положенного ей с больной дочерью Надеждой ежегодного пособия за счет церковного капитала, учитывая заслуги покойного, но ей было отказано, несмотря на поддержку благочинного Китайского сорока настоятеля Покровского собора протоиерея Николая Ивановича Надеждина17. В одном из прошений Александры Семеновны Соловьевой (архивное дело по этому вопросу состоит из многих десятков страниц) были такие слова: «Мой покойный муж, состоя в течении почти 35 лет настоятелем Космо-Дамианской церкви и видя постоянно из года в год продолжающееся уменьшение числа прихожан, все свои усилия употребил на то, чтобы на вечные времена обеспечить храм и церковный причт при нем и исключительно одними своими заботами составил такой капитал, какой едва-ли имеется в других церквях Москвы»18. Быть может в этих словах и было преувеличение, но именно в период настоятельства отца Федора Соловьева в храм был пожертвован целый ряд крупных вкладов, что во-многом финансово обеспечило жизнь прихода церкви Космы и Дамиана в последующие годы.
Дети протоиерея Федора Павловича Соловьева и его жены Александры Семеновны (р. 1825):
Николай Федорович Соловьев, р. 1843. Окончил МДС19.
Мария Федоровна Беляева, р. 1852. Муж — преподаватель МДС Николай Васильевич Беляев, р. 1843, сын священника Троицкой церкви села Захаровки Клинского уезда Московской губернии Василия Федоровича Беляева. Венчались 10 января 1873 г. в церкви Космы и Дамиана в Старых Панех20.
Надежда Федоровна Соловьева, р. 185321.
Александр Федорович Соловьев, р. 1856. Учился в Заиконоспасском духовном училище, окончил МДС (1879)22. Статский советник. Помощник воспитателя, позднее воспитатель в Лазаревском институте восточных языков23.
Павел Федорович Соловьев, р. 1856, полковник в отставке (1915). Начальник Московской военной тюрьмы (с 1908)24.
Михаил Федорович Соловьев, р. 1859. Учился в МДС25. После семинарии окончил курс в Московском университете26.
Сергей Федорович Соловьев, р. 1863. Учился в 1-й Московской гимназии27.

Диакон Михаил Александрович Соловьев
С 1877 по 1908 гг. диаконом церкви Космы и Дамиана в Старых Панех был Михаил Александрович Соловьев, племянник отца Федора Соловьева.
Михаил Соловьев родился 26 сентября 1843 г. в селе Дуброво Рузского уезда в семье диакона Спасской церкви Александра Павловича Соловьева и его жены Анны Васильевны, дочери дьячка* той же церкви Василия Филипповича Смирнова28.

Метрическая запись* о рождении и крещении диакона М. А. Соловьева. 26 сентября 1843 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1627. Л. 908 об.).
Михаил Александрович Соловьев окончил Звенигородское духовное училище в 1858 г. по 2 разряду29, учился в Вифанской* духовной семинарии. Потом был письмоводителем* епископа Можайского Игнатия (Рождественского), викария* Московской епархии.
10 ноября 1869 г. венчался в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках* с Ольгой Васильевной Воскресенской (р. 1848), дочерью диакона Троицкой церкви Василия Филипповича Воскресенского30.

Фрагмент метрической записи* о венчании М. А. Соловьева. 10 ноября 1869 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 1041. Л. 86 об. — 87).
Служил диаконом в церкви Рождества Христова* в Палашах31. В 1877 г. был переведен в церковь Космы и Дамиана в Старых Панех32.
Умер отец Михаил 6 января 1908 г. и был погребен на Ваганьковском кладбище. Отпевал отца Михаила его брат протоиерей Николай Александрович Соловьев, настоятель Троицкой в Полях* церкви33.

Метрическая запись* о смерти и погребении диакона церкви Космы и Дамиана в Старых Панех М. А. Соловьева. 6 января 1908 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 268. Л. Л. 519 об. — 520).
Ольга Васильевна Соловьева пережила мужа на 6 лет, умерла в 1914 г. В его память пожертвовала церкви Космы и Дамиана серебряную парчу* с голубоватой расцветкой на облачения, по своей смерти завещала мишурную парчу без расцветки34.
У диакона Михаила Александровича Соловьева было два сына:
Николай Михайлович Соловьев (1874−1927), коллежский советник*, учитель математики Ярославской мужской гимназии. Женой Николая Михайловича была Варвара Андреевна Титова, дочь известного археолога, этнографа, инициатора создания Ростовского исторического музея Андрея Александровича Титова35;
Сергей Михайлович Соловьев, р. 187636, губернский секретарь*, служащий Московской конторы Государственного банка. Венчался 16 сентября 1907 г. в церкви Космы и Дамиана в Старых Панех с московской мещанкой* Басманной слободы* Людмилой Николаевной Правоторовой37. Перед венчанием Людмила Николаевна, будучи от рождения «раскольницей по Рогожскому согласию*, вследствие изъявленного ею решительного желания» была присоединена к Православию через Миропомазание* в церкви Воскресения Словущего* в Монетчиках38.

1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1063. Л. 428; Маркова Н. А. Клир Коломенской округи XVIII — XIX вв. Генеалогический справочник. Вып. 2. М., 2020−2022 [электронное издание].
2 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 359. Л. 67 об. — 68.
3 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2341. Лл. 112 об. — 116; Ф. 234. Оп. 1. Д. 1181. Л. 20 об. — 21.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2341. Л. 115 об. — 116.
5 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 76 об. — 77.
6 Там же.
7 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78.
7a МЕВ. Оф. отдел. № 16. 1876. С. 47.
8 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 6. Л. 1 об.
9 Там же. Л. 25 об.
10 Там же. Л. 6 об.
11 Александровский М. И. Указатель московский церквей. М., 1915. С. 4.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 53 об.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 771. Д. 42. Л. 169 об. — 170.
14 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 39 об.
15 МЦВ. Оф. отдел. № 16. 17 июня 1884. С. 58.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 40.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5.
18 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 19 об.
19 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1894. Л. 674.
20 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 764. Д. 49. Л. 402 об. — 403.
21 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 489. Л. 218 об. — 219.
22 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78; Оп. 745. Д. 522. Л. 171 об. — 172; Дубинский А. Ю. Московская духовная семинария: Список выпускников 1871—1880-е. гг. // Вестник церковной истории. № 1−2 (61−62). 2021. С. 368.
23 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 19; Алфавит жителей г. Москвы на 1914 г. // Вся Москва. М., 1914. С. 627.
24 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 522. Л. 171 об. — 172; Вся Москва на 1914 г. Алфавит жителей г. Москвы. М., 1914. С. 628.
25 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78.
26 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 19 об.
27 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78.
28 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1627. Л. 908 об. — 909.
29 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 957. Л. 183 об. — 184; Ф. 427. Оп. 1. Д. 1381. Л. 26 об.
30 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 1041. Л. 86 об. — 87.
31 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1890. Л. 398; МЕВ. № 20. 29 мая 1877. С. 76.
32 МЦВ. Оф. отдел. № 20. 29 мая 1877.
33 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 268. Л. Л. 519 об. — 520.
34 ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 93 об.
35 ЦГА Москвы. Ф. 203. Ф. 2123. Оп. 2. Д. 18. Л. 82 об. — 83.
36 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 756. Д. 10. Л. 691 об. — 692.
37 Там же. Л. 265 об. — 266.
38 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 16. Л. 408 об. — 409.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1063. Л. 428; Маркова Н. А. Клир Коломенской округи XVIII — XIX вв. Генеалогический справочник. Вып. 2. М., 2020−2022 [электронное издание].
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 359. Л. 67 об. — 68.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2341. Лл. 112 об. — 116; Ф. 234. Оп. 1. Д. 1181. Л. 20 об. — 21.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2341. Л. 115 об. — 116.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 76 об. — 77.
Там же.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 6. Л. 1 об.
Там же. Л. 25 об.
Там же. Л. 6 об.
Александровский М. И. Указатель московский церквей. М., 1915. С. 4.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 53 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 771. Д. 42. Л. 169 об. — 170.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 39 об.
МЦВ. Оф. отдел. № 16. 17 июня 1884. С. 58.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 40.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 19 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1894. Л. 674.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 764. Д. 49. Л. 402 об. — 403.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 489. Л. 218 об. — 219.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78; Оп. 745. Д. 522. Л. 171 об. — 172; Дубинский А. Ю. Московская духовная семинария: Список выпускников 1871—1880-е. гг. // Вестник церковной истории. № 1−2 (61−62). 2021. С. 368.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 19; Алфавит жителей г. Москвы на 1914 г. // Вся Москва. М., 1914. С. 627.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 522. Л. 171 об. — 172; Вся Москва на 1914 г. Алфавит жителей г. Москвы. М., 1914. С. 628.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 19 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2446. Л. 77 об. — 78.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1627. Л. 908 об. — 909.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 957. Л. 183 об. — 184; Ф. 427. Оп. 1. Д. 1381. Л. 26 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 1041. Л. 86 об. — 87.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1890. Л. 398; МЕВ. № 20. 29 мая 1877. С. 76.
МЦВ. Оф. отдел. № 20. 29 мая 1877.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 268. Л. Л. 519 об. — 520.
ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 93 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Ф. 2123. Оп. 2. Д. 18. Л. 82 об. — 83.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 756. Д. 10. Л. 691 об. — 692.
Там же. Л. 265 об. — 266.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 782. Д. 16. Л. 408 об. — 409.
19 [января 1812 г.] Села Андреевского у священника Павла Сергеева родился сын Федор, крещен того же месяца 24-го дня, восприемники были города Коломны штабс-лекарь Василий Степанов Шервинский и сельца Морозовки помещица Агафия Федорова Яковлева, оное крещение исправляли города Коломны девичьего монастыря священник Максим Киприанов и дьячек Михаил Васильев.
26 [крещен 28 сентября 1843 г.] Михаил. [Родители] Села Дуброва диакон Александр Павлов Соловьев и законная жена его Анна Васильева, оба православного вероисповедания. [Крестный] Того же села дьячек Василий Филиппов [Смирнов].
Духовные и домашние их:
Дом церковный
Священник Федор Павлов. 40 лет.
Жена его Александра Семенова. 27 лет.
дети их: Николай. 9 лет.
Мария. 1 года.
6 [погребен 9 января 1908 г.] Московской Космо-Дамианской, в Старых Панех, церкви диакон Михаил Александров Соловьев, проживавший в доме Федотова по Всеволожскому переулку Пречистенской части. 65 лет. От крупозного воспаления легких. [Исповедовал и приобщал Скорбященской, в приюте неизлечимо больных, церкви, в Савеловском переулке, священник Николай Цветков. [Погребение совершал] Протоиерей Троицкой, в Полях, церкви Николай Соловьев соборне с местными Священниками и псаломщиками, на Ваганьковском кладбище, по свидетельству пристава 1-го участка Пречистенской части от 7-го января за № 15 030.
при Николо-Перервинском монастыре Москвы
при Спасо-Андрониковом монастыре Москвы
при Донском монастыре Москвы
Орден Российской империи для отличия духовных лиц, военных, гражданских и придворных чинов, а также иностранцев.
Награда Российской империи для православного духовенства. Учреждена вместе с одноименной медалью в ознаменование завершения Крымской войны (1853−1856) и по случаю коронации Александра II.
заключенных за преступления
при Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде
ныне действующий храм Москвы
10 [ноября 1869 г.] [Жених] Письмоводитель Преосвященного Игнатия, епископа Можайского, викария Московского Михаил Александров Соловьев, православного вероисповедания, первым браком. 26 лет. [Невеста] Приходского Троицкой, в Вишняках, диакона Василия Филиппова Воскресенского дочь девица Ольга Васильева Воскресенская, православного вероисповедания. 21 год.
разрушена в 1930-х годах
снесена в 1934 г.
утраченный в 1930-х годах московский храм
церковное таинство
течение в старообрядчестве при Рогожском кладбище в Москве
Катехизис — краткое наставление в вере и нравственности.
Вознесенская церковь на Царицынской улице — ныне действующий храм у Никитских ворот, в обиходе — Большое Вознесение.
Пресвитер — древнейшее название второй степени священства (в обиходе — священник).
Законоучитель — преподаватель Закона Божьего в дореволюционной русской школе.
Набедренник — в РПЦ наградной элемент богослужебного облачения священников, представляет собой матерчатый плат прямоугольной формы, украшенный изображением креста, крепится за 2 угла к длинной ленте, накинутой через плечо, и носится на правом бедре.
Скуфья́ — головной убор духовенства и монашествующих. Согласно указу Павла I от 18 декабря 1797 года бархатная фиолетовая скуфья стала почетной наградой священников.
Камилавка — головной убор духовенства. Указом Павла I от 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета. К. полагалось носить во время богослужения.
Напе́рсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался священникам.
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.
Письмоводитель — служащий канцелярии.
Викарный епископ — помощник правящего епархиального архиерея.
Парча — тяжёлая ткань из шёлка с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Парча использовалась для шитья придворной одежды и церковных облачений.
Сло́боды Москвы — территориально обособленные поселения (XIV — начало XVIII вв.) свободных людей, близких друг другу по роду занятий (иногда по происхождению).
Мещане — городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, домовладельцев.
Губернский секретарь — в России гражданский чин 12-го класса.
Коллежский советник — В России гражданский чин 6-го класса. К. с. могли занимать средние руководящие должности (начальник отделения, делопроизводитель в центральных учреждениях).
Протоиерей — сан, даваемый лицу белого духовенства как награда.
Дьячок: в Русской Церкви лица, не имевшие посвящения, но исполнявшие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались дьячками, или причетниками.