Владиславлевы
Д. Лобанов
В 1824—1827 гг. диаконом церкви Космы и Дамиана в Старых Панех был Дмитрий Иванович Владиславлев.
Дмитрий Владиславлев родился 10 мая 1798 г. в семье диакона храма святителя Николая Чудотворца в Заяицком Ивана Ивановича Владиславлева1. В дальнейшем Иван Владиславлев служил священником в Николаевской церкви, что у Старого Каменного моста и в Троицкой церкви села Хорошево Московской округи (теперь в составе Москвы)2.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 111. Л. 33 об.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 430 об. — 431.

Метрическая запись* о рождении Д. И. Владиславлева. 10 мая 1798 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 111. Л. 33 об.).

В мае [1798 г.]

10 [мая] Тоя [Николаевская в Заяицком] церкви у Диакона Ивана Иванова родился сын Димитрий и того же месяца 15 числа крещен, коего Московской 1-й гильдии купец Данила Семенов Липанской восприемником был.
До грамматического класса* Дмитрий учился в Славяно-греко-латинской академии*, а после 1812 г. в Спасо-Вифанской духовной семинарии, которую окончил в 1820 г. по 1 разряду со степенью студента.
Классы Славяно-греко-латинской академии: Обучение было разделено на восемь классов, которые включали в себя четыре низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие».
Славяно-греко-латинская академия: Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в России. Создано в 1687 г. на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии принадлежит поэту Симеону Полоцкому. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви.
В октября 1821 г. Дмитрий Иванович был назначен инспектором хора певчих новопоставленного митрополита Московского и Коломенского Филарета* (Дроздова)3. При этом учил «малых» певчих* катехизису и латинской грамматике. 10 февраля 1824 г. Владиславлев был произведен митрополитом Филаретом в диаконы церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. В этом же году диакон Дмитрий за написание икон в домовую церковь* митрополита Филарета получил от него в награду «за собственным его подписанием книгу поучений Кирилла Иерусалимского и рясу*»4.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 3 об. — 4.
ЦГА Москвы. Ф. 203. ОП. 744. Д. 1705. Л. 251 об.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.
Малые певчие — митрополичий хор делился на «больших» и «малых» певчих.
Святитель Филарет, митрополит Московский, прославлен Русской православной церковью в лике святых в 1994 году.
Ряса — верхнее, не богослужебное, облачение (одежда) лиц духовного сана и монашествующих.

Фрагмент* послужного списка священника Д. И. Владиславлева (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 3 об.).

Священник Дмитрий Иванов Владиславлев 56-ти лет, родился в Москве, из Духовного звания, сын Священника, обучался в Вифанской Семинарии наукам — Богословским, Философским, Словесным, Историческим. Математическим; языкам: Греческому, Латинскому и Французскому. По окончании в оной же Семинарии курса наук в 1820 году со степенью Студента и по увольнении в Епархиальное ведомство сделан Инспектором хора певчих Его Высокопреосвященства.
Находясь в должности Инспектора в особенности обучал малых певчих — Катихизису, Латинской Грамматике и прочим предметам, принадлежащим к низшим классам. По прохождении должности Инспекторской, произведен во Диакона Китайского Сорока, к Церкви Святых Безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана, что в Старых Панех, Высокопреосвященнейшим Филаретом Московским.
Особым образом отец Дмитрий (а потом и его сын) принимал участие в судьбе Успенского собора. В 1812 г. во время пребывания в Москве французов иконостас кремлевского Успенского собора подвергся хищническому разорению. Из соборного иконостаса были вынуты почти все иконы и беспорядочными грудами свалены на солее и на полу храма. После освобождения Москвы за три летних месяца 1813 года иконостас был наскоро и небрежно собран, при этом были поновлены и обиты новыми серебряными окладами 375 икон5. По прошествии времени, уже в 1826 г., как искусный иконописец, диакон Дмитрий Владиславлев по указу Московской Конторы Святейшего Синода* в первый раз имел смотрение «за поправкою стенного и иконного писания» в кремлевском Успенском Соборе.
Снегирев И. М. Успенский собор в Москве. М., 1856. С. 5; Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи, XIX в. М., 1986. С. 37.
Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721−1917).
4 июля 1827 г. отец Дмитрий был переведен в Петропавловскую церковь на Калужской улице6.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 3 об. — 4.
В 1835 г. диакон Дмитрий Владиславлев был рукоположен митрополитом Филаретом в священники с назначением в церковь Космы и Дамиана в Кадашах на Большой Полянке*. Находясь на новом месте служения, по резолюции митрополита Филарета навещал «для нравственного назидания» арестантов, содержащихся в Якиманском частном доме. За свои труды и «за успехи в иконописании» священник Дмитрий Владиславлев был награжден фиолетовой скуфьей* в 1844 г.7
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 4 об. — 5.
Скуфья́ — головной убор духовенства и монашествующих. Согласно указу Павла I от 18 декабря 1797 года бархатная фиолетовая скуфья стала почетной наградой священников.
Космы и Дамиана в Кадашах — Построенная в XVI в. церковь Космы и Дамиана в Кадашах была снесена в 1930 г.
В 1852 г. по рекомендации митрополита Филарета реставрировать иконостас в Успенском соборе был определен известный в Москве художник и реставратор Николай Иванович Подключников. Работал Н. И. Подключников под наблюдением назначенной Синодом комиссии, которую возглавил священник Дмитрий Владиславлев, ранее уже имевший смотрение «за поправкою стенного и иконного писания» в Успенском соборе. В состав комиссии входил и сын отца Дмитрия — диакон церкви Космы и Дамиана в Кадашах Иоанн Владиславлев, тоже иконописец. Работы производились с марта по август 1852 г. За это время были расчищены и восстановлены сто икон, за исключением наиболее древних и почитаемых, находящихся в местном* ряду иконостаса8. За свои труды по восстановлению иконостаса Успенского собора священник Дмитрий Владиславлев был награжден в 1853 г. бархатной фиолетовой камилавкой*.

Вздорнов Г. И. Указ. соч. С. 38.
Камилавка — головной убор духовенства. Указом Павла I от 1797 г. белому духовенству даровалось в качестве награды право ношения К. из бархата фиолетового цвета. К. полагалось носить во время богослужения.
Самый нижний ряд в иконостасе.

Фототипия работы художника М. М. Попова (Московский Кремль. Наружные и внутренние виды Кремлевских дворцов и Успенского собора: 21 таблица фототипий работы художника М. М. Панова. 1894 г.).

С 27 апреля по 1 ноября 1855 г. по указу Московской Конторы Святейшего Синода отец Дмитрий Владиславлев имел смотрение за «поновлением всего стенного писания» Успенского собора. Тогда же, 5 августа 1855 г., он был назначен духовником церквей Замоскворецкого *сорока9.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 4 об. — 5.
Соро́к — церковно-административная единица в Москве XVI — начала XX веков: группа церквей, находившихся в непосредственной близости друг от друга. В нынешней Москве сорока́ не существуют, их заменили благочиния.
Умер священник Дмитрий Владиславлев 29 февраля 1856 г. и был погребен на Даниловском кладбище. Отпевал отца Дмитрия архимандрит Богоявленского монастыря Иоанникий с духовенством храма Космы и Дамиана в Кадашах10.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 518. Л. 805 об. — 806.

Фрагмент* метрики о смерти и погребении священника Д. И. Владиславлева. 29 февраля 1856 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 4 об. — 5.)

29 [февраля 1856 г.]. Замоскворецкого Сорока, Космо-Дамианской Кадашевской Церкви приходский Священник Димитрий Иванов Владиславлев 56 [лет]. От рака. [Подписал] За смертию Священника Диакон Иван Димитриев Владиславлев.
Единственный сын священника Дмитрия Владиславлева и его жены Елены Васильевны — священник Иоанн Дмитриевич Владиславлев родился 9 марта 1825 г. в церковном доме церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. Крестным отцом его стал настоятель церкви протоиерей Иоанн Пахорский11.

ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 121 об. — 122.

Метрическая запись* о рождении И. Д. Владиславлева. 9 марта 1825 г. (ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 121 об. — 122).

9 [марта 1825 г.]. В Церковном доме у дьякона Дмитрия Иванова родился сын Иоанн, Крещен того-ж марта 19-го дня; восприемники были приходский Протоирей Иоанн Семенов Пахорский и московская купецкая жена вдова Анна Петрова Саладовникова.
С детства, по примеру отца, Иоанн Владиславлев занимался живописью и иконописанием. По окончании Московской духовной семинарии в 1846 г. был произведен в диаконы церкви Космы и Дамиана в Кадашах, где служил его отец. Помогал отцу в работах по восстановлению иконостаса и стенописи Успенского собора в 1852 и 1855 гг. За усердную службу был удостоен благословения Святейшего Синода12.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 6 об.

Священник Иоанн Дмитриевич Владиславлев. Фотография с сайта – Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке

Уже после смерти отца, в 1856 г. Иоанн Владиславлев был рукоположен в священники и стал настоятелем церкви Космы и Дамиана в Кадашах, где, будучи талантливым иконописцем, сам расписал храм. Был членом Общества археологии и искусств. Умер 16 ноября 1873 г.13
Там же. Л. 6 об. — 7; Нечаев В., прот. Христианские уроки. М., 1875. C. 189.

1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 111. Л. 33 об.
2 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 430 об. — 431.
3 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 3 об. — 4.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. ОП. 744. Д. 1705. Л. 251 об.
5 Снегирев И. М. Успенский собор в Москве. М., 1856. С. 5; Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи, XIX в. М., 1986. С. 37.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 3 об. — 4.
7 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 4 об. — 5.
8 Вздорнов Г. И. Указ. соч. С. 38.
9 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 4 об. — 5.
10 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 518. Л. 805 об. — 806.
11 ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 51. Л. 121 об. — 122.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2379. Л. 6 об.
13 Там же. Л. 6 об. — 7; Нечаев В., прот. Христианские уроки. М., 1875. C. 189.