Алексей Петрович Салтыков
Д. Лобанов
В конце XVII в. причт* придельной церкви Похвалы Богородицы содержался на деньги боярина Алексея Петровича Салтыкова (ум. 1726). В своем прошении, поданном в Консисторию* 23 декабря 1739 г., священник церкви Космы и Дамиана Козьма Герасимов писал, что «при церкви Козмы и Дамиана имеется придел во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, в котором издревле имелась служба от боярина Алексея Петровича Салтыкова…»1.

Фрагмент из атласа Мале.

Богоявленский монастырь и храм Космы и Дамиана в Старых Панех. 1683 г.

В конце XVII в. причт* придельной церкви Похвалы Богородицы содержался на деньги боярина Алексея Петровича Салтыкова (ум. 1726). В своем прошении, поданном в Консисторию* 23 декабря 1739 г., священник церкви Космы и Дамиана Козьма Герасимов писал, что «при церкви Козмы и Дамиана имеется придел во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, в котором издревле имелась служба от боярина Алексея Петровича Салтыкова…»1.

Фрагмент из атласа Мале.

Богоявленский монастырь и храм Космы и Дамиана в Старых Панех. 1683 г.

Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Салтыковы, ветвь боярского рода Морозовых, как и Шеины, происходили от «мужа честна» Миши Прушанина. Алексей Петрович Салтыков, сын боярина Петра Михайловича Салтыкова, троюродного брата царя Алексея Михайловича, принадлежал к старшей ветви рода Салтыковых, представители которой прямо из стольников* жаловались в бояре. Сам А. П. Салтыков стал боярином в 1682 г., после чего служил воеводой в Астрахани.

Комнатный стольник: стольник — придворный чин в Русском государстве в XIII—XVII вв. По росписи чинов XVII века стольники занимали пятое место (находясь после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков). Комнатные стольники прислуживали царю, когда тот ел один в своих покоях.

Печать боярина А. П. Салтыкова. 1684 г.

Женой А. П. Салтыкова была княжна Наталья Михайловна Ромодановская, внучка думного дворянина* Василия Яковлевича Голохвастова2, платившего окладные суммы за придел Похвалы Богородицы в 7186 г. (1677/1678). В. Я. Голохвастов, рано осиротев, воспитывался с будущим царем Алексеем Михайловичем. Долгое время был его ближним стольником, возглавлял царскую соколиную охоту3.
Там же. Стб. 380; Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1855. С. 51.
Руммель В.В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий Т. 1. СПб., 1886. С. 193−194.
Думные дворяне — думный чин в Русском государстве в XVI—XVII вв.еках. Думные дворяне являлись третьим по «чести» разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Из достигших этого чина наиболее известен Кузьма Минин.
Салтыковы на протяжении всего XVII в. владели дворами в Китай-городе в квартале между Богоявленской и Воскресенской улицами (сейчас Богоявленский и Большой Черкасский переулки). Двор А. П. Салтыкова располагался на Богоявленской улице, напротив Богоявленского монастыря4.

Двор А. П. Салтыкова напротив Богоявленского монастыря.

Фрагмент плана Китай-города конца XVII в. Реконструкция О. П. и А. С. Щенковых.

Салтыковы на протяжении всего XVII в. владели дворами в Китай-городе в квартале между Богоявленской и Воскресенской улицами (сейчас Богоявленский и Большой Черкасский переулки). Двор А. П. Салтыкова располагался на Богоявленской улице, напротив Богоявленского монастыря4.

Двор А. П. Салтыкова напротив Богоявленского монастыря.

Фрагмент плана Китай-города конца XVII в. Реконструкция О. П. и А. С. Щенковых.

Щенкова О.П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 180−181.
Когда в 1710 г. по именному указу царя Петра I в Китай-городе было велено строить каменные знания, а деревянные уничтожать, А. П. Салтыков покидает свой деревянный дом в Китай-городе и переезжает в загородный дом в приходе церкви Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке в Хамовниках5. В середине XVIII в. двор А. П. Салтыкова входил в приход храма Космы и Дамиана в Старых Панех, одна его часть принадлежала торговому армянину Григорию Давыдовичу Гиселеву, другая — московскому купцу Михаилу Михайловичу Шорину6.
Скворцов Н. А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 12.
Щенкова О.П., Щенков А. С. Архитектура Китай-города в Москве в XVIII — первой половине XIX в. М., 2021. С. 57−58.
В 1711 г. А. П. Салтыков возглавил Провиантский приказ*, а в 1713 г. становится московским губернатором: занимается восстановлением пострадавших от пожара Варва́рских (Варваринских) проезжих ворот, ремонтом укреплений Китай-города и бастионов Кремля. В 1719 г. А. П. Салтыков покидает Москву, получив назначение на должность казанского губернатора.
Провиантский приказ — орган центрального военного управления, приказ в Русском царстве в начале XVIII века для продовольственного обеспечения (снабжения) русских армии и флота. Приказ был преобразован в Провиантскую канцелярию в 1716 году.
В это время придел Похвалы Богородицы оказывается на попечении князей Голицыных — княгини Марии Федоровны Голицыной (1651−1723) и ее сына князя Сергея Борисовича Голицына (1687−1758). Последние годы жизни А. П. Салтыкова, после отставки с должности казанского губернатора в 1724 г., были связаны с Санкт-Петербургом, в Москву он уже не возвращался.

1 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
2 Там же. Стб. 380; Долгоруков П. В. Российская родословная книга. СПб., 1855. С. 51.
3 Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий Т. 1. СПб., 1886. С. 193−194.
4 Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 180−181.
5 Скворцов Н. А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 12.
6 Щенкова О. П., Щенков А. С. Архитектура Китай-города в Москве в XVIII — первой половине XIX в. М., 2021. С. 57−58.