Банк братьев Рябушинских
Д. Лобанов
В 1880 г. на углу Космодамиановского (Старопанского) переулка и Биржевой площади на территории обширного владения в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех, принадлежавшего потомственному почетному гражданину Алексею Ивановичу Хлудову, архитектор Петр Петрович Скоморошенко (1825−1888), строит пятиэтажный дом в русском стиле, образовавший ансамбль с расположенным напротив зданием Троицкого подворья работы того же архитектора1. Здание использовалось под торговые помещения. Его можно видеть на фотографии конца XIX в., слева от Иосифовского подворья. В 1882 г. домовладение в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех получает по завещанию второй сын А. И. Хлудова Василий Алексеевич Хлудов2.

Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 398.
Варенцов Н. А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999. С. 209, 218, 721−722.

Подворье Иосифовского монастыря в Москве. Конец XIX в. Слева, за ним — здание, принадлежавшее В. А. Хлудову. В 1903 — 1904 гг. было перестроено по проекту Ф. О. Шехтеля.

В начале XX в. В. А. Хлудов распродает свое домовладение в приходе церкви Космы и Дамиана по частям. Дом, расположенный в западной части владения, был продан «Товариществу мануфактур П. М. Рябушинский с сыновьями»3. Потомственный почетный гражданин Павел Михайлович Рябушинский, глава фирмы, умер 21 декабря 1899 г. Его наследниками стали восемь сыновей, каждый получил по 200 паев Товарищества, старший сын Павел Павлович Рябушинский (1871−1924) стал директором-распорядителем Товарищества. 20 мая 1902 г. Рябушинские приняли решение о создании банкирского дома братьев Рябушинских, тоже основанного на принципе равенства его участников.

Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Азовско-Донской банк». М., 2021. С. 15; Романюк С. К. Указ. соч. С. 420.

П. П. Рябушинский. 1912 г.

Главная контора банкирского дома и бухгалтерия должны были находиться в Москве4. Их предполагалось разместить в новоприобретённом доме, а для этого потребовалась его перестройка. Рябушинские хотели здание солидное, но при этом впечатляющее своей простотой. Переделка фасада дома была поручена архитектору Федору Осиповичу Шехтелю (1859−1926)5.

Ананьич Б. В. Банкирские дома в России. 1860−1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. Л., 1991. С. 112, 117−118.
Романюк С. К. Указ. соч. С. 398.

Архитектор Ф. О. Шехтель.

В 1903-1904 гг. по проекту Ф. О. Шехтеля было построено новое здание в стиле модерн. Его постройка обошлась Рябушинским в 1,5 миллиона рублей. Вместе с дирекцией банкирского дома здесь разместились правления всех находившихся под контролем Рябушинских фирм6.

Петров Ю. А. Династия Рябушинских. М., 1997. С. 50.

Проект банкирского дома братьев Рябушинских. Ф. О. Шехтель. 1903−1904 гг.

Новое здание представляло собой прекрасный образец делового здания в стиле «рационального модерна»: ясность объемных решений, аскетизм, строгая функциональность, гармоничность пропорций. Проект постройки предельно прост — стройные вертикальные устои нижних этажей, визуально поддерживающие верхний этаж, прорезанный узкими окнами и завершенный плоской крышей. Отказавшись от карниза, Ф. О. Шехтель придал ярусность постройке, выделив последний этаж темным цветом. В сочетании с белой глазурованной поверхностью облицовки стен первых четырех этажей и светлой окраской самого верха здания, темная матовая поверхность пятого этажа делала общую композицию очень эффектной7.

Нащокина М. В. Московский модерн. М., 2005. С. 427.

Здание банкирского дома братьев Рябушинских. 1904 г.

В процессе строительства Шехтель несколько смягчил жесткий геометризм первоначального проекта, мягко округлив углы сооружения и поместив на них небольшие накладные металлические рельефы, изображающие морских коньков с фестонами, по прорисовке близкие к графике «Мира искусства*»8.

Там же. С. 427.
«Мир искусства», рос. худож. объединение. Идея его создания и гл. творч. установки сформировались в сер. 1890-х гг. в петерб. кружке молодых художников и любителей иск-ва (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель).

Фрагмент бокового фасада банка Рябушинских, облицованный глазурованным кирпичом. 2005 г.

Почти вся поверхность главного, выходящего на Биржевую площадь фасада занята огромными лежачими прямоугольными окнами. Их разделяют лишь узкие вертикальные тяги, поднимающиеся на высоту четырех этажей, и междуэтажные пояса, отделяющие окна одного этажа от другого. Высота окон немного уменьшается кверху. Вход в банк находился справа (сейчас он перенесен на центральный проем)9.

Там же. С. 427; Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве. М., 2009. С. 54−55.

Биржевая площадь. На переднем плане — здание банкирского дома братьев Рябушинских. 1906 г.

В 1912 г. Рябушинским стало «тесно в рамках частного предприятия» и они «решили переформировать его в банк». В 1912 г. был основан Московский банк «с первоначальным капиталом в 10 миллионов рублей». Правление банка возглавили Михаил Павлович и Владимир Павлович Рябушинские. В совет банка вошли крупные московские капиталисты, а председателем совета стал Павел Павлович Рябушинский10.
Ананьич Б. В. Указ. соч. С. 120.
Первоначально здание Московского банка (банка Рябушинских) было пятиэтажным. Пятый верхний этаж завершался далеко выступавшим плоским карнизом с узкой полосой аттика над ним. В 1911—1913 гг. по проекту архитектора Александра Васильевича Кузнецова (1874−1954) была осуществлена надстройка банка шестым этажом, исказившая законченность и совершенство пропорций этого здания11.

Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве… С. 55.

Здание бывшего банка братьев Рябушинских. Фотография А. А. Александрова. 1970-е гг.

В 1929—1936 гг. в здании бывшего банка размещался Госплан СССР. Впоследствии над зданием был надстроен седьмой этаж. Долгое время существовал лаконичный лепной декор над окнами пятого этажа, утраченный во время реконструкции здания в нач. 2010-х гг.12

Китай-город. Достопримечательности. М., 2015. С. 56.

Бывший банк братьев Рябушинских. Сейчас — одно из зданий Министерства финансов. 2024 г. Фотография Т. А. Лобановой.


1 Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 398.
2 Варенцов Н. А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999. С. 209, 218, 721−722.
3 Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Азовско-Донской банк». М., 2021. С. 15; Романюк С. К. Указ. соч. С. 420.
4 Ананьич Б. В. Банкирские дома в России. 1860−1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. Л., 1991. С. 112, 117−118.
5 Романюк С. К. Указ. соч. С. 398.
6 Петров Ю. А. Династия Рябушинских. М., 1997. С. 50.
7 Нащокина М. В. Московский модерн. М., 2005. С. 427.
8 Там же. С. 427.
9 Там же. С. 427; Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве. М., 2009. С. 54−55.
10 Ананьич Б. В. Указ. соч. С. 120.
11 Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве… С. 55.
12 Китай-город. Достопримечательности. М., 2015. С. 56.