Федор Гаврилович Таболовский
Д. Лобанов
В конце XVIII — первой четверти XIX вв. с приходом церкви Космы и Дамиана в Старых Панех была связана жизнь регента Московского синодального хора Федора Гавриловича Таболовского.
Федор Гаврилович Таболовский родился в 1776 г. в семье священника Успенской церкви села Таболово Пехрянской десятины* Московского уезда Гавриила Родионова (р. 1738)1.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 499. Л. 179; Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 444 об.
В начале 17 века сельские приходские церкви делили на «десятины» — в Московском уезде были Загородская, Радонежская, Звенигородская, Пехрянская и др. десятины. В конце 18 века, после проведения губернской реформы 1775 г., деление на десятины постепенно заменили на деление по уездам.
В 1788 г., 12-ти лет, Федор Таболовский был определен в синодальные *певчие2. Регентом Синодального хора тогда был Иван Тимофеев3.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 589. Л. 76 об.
Там же. Л. 77.
Синодальные певчие — певчие Московского Синодального хора (одного из старейших профессиональных хоров в России).
В середине XVIII в. в истории Синодального хора наступает период упадка, на его содержание выделяются небольшие средства, лучшие певчие переводятся в Придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург). Синодальный хор находился в ведении Московской синодальной конторы. 7 ноября 1763 г. по указу императрицы Екатерины II был утвержден штат хора, количество певцов в хоре снизилось — вместо 4 иподьяконов* осталось только 2, вместо 40 певчих дьяков* — 8 певчих дьяков и 8 поддьяков. После 1763 г. в Синодальный хор были введены детские голоса. Состав хора увеличился до 26 певчих, причем в состав хора входило теперь 2 дисканта и 2 альта — четыре мальчика. В 1772 г. в хоре уже было 14 мальчиков4.
Лебедева-Емелина А. В. Синодальный Хор // Москва. Энциклопедия. М., 1997. С. 739; Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. Сергиев посад, 1998. С. 259.
Певчие дьяки: в 15 — сер. 18 вв. в России профессиональные хоровые певцы (мужчины и мальчики), придворные и церковные. Крупнейшие хоры — Государевы П. д. и Патриаршие П. д. Хор Государевых П. д. впервые упоминается в 1489, в 1703 переведён из Москвы в С.-Петербург, в 1763 преобразован в Придворную певческую капеллу. Хор Патриарших П. д. и поддьяков основан с установлением патриаршества в 1589 на базе хора митрополита Московского. В 1721 переименован в Синодальный хор.
Иподьякон — в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей. Важнейшей обязанностью иподьяконов является прислуживание архиерею на богослужении.
После эпидемии чумы 1771 г. Певчая слобода, где располагались дома синодальных певчих, вошла в приход храма Космы и Дамиана в Старых Панех (в 1777 г. дворы Певчей слободы появляются в метрических книгах церкви Космы и Дамиана)5.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.

Певчая слобода. Фасад по Богоявленскому переулку и дворовый фасад фрагмента южного корпуса (по книге А. В. Можаева. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 230).

Административное управление Синодальным хором в это время было возложено на протопресвитера* Успенского собора и синодального ризничего*. Они определяли и назначали регента. В 1798—1800 гг. синодальным ризничим был иеромонах Иринарх (Левицкий), бывший до этого настоятелем храма Космы и Дамиана6. Синодальный хор в это время сохранял старинные традиции Успенского собора, имевшего свой богослужебный устав и свод распевов7.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 512. Л. 4 об; Д. 1516. Л. 29; Русский биографический словарь. Т. VIII. СПб., 1897. C. 138.
Гарднер И. А. Указ. соч. С. 259 — 260; Металлов В. М. Синодальные, бывшие патриаршие певчие // Русская духовная музыка в документах и материалах. Том II. Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1. М., 2002. С. 87.
Ри́зница — место для хранения церковной утвари и облачений, а также собирательно они сами.
Протопресвитер — высшее пресвитерское (священническое) звание для лиц «белого духовенства» в Русской церкви. Не является отдельной степенью священства, но есть высшее иерейское звание в «белом духовенстве». В Российской империи было 4 должности протопресвитера. К примеру, сан протопресвитера имели настоятели Успенского и Архангельского соборов в Москве.
4 июля 1792 г. Федор Гаврилович Таболовский венчался в церкви Космы и Дамиана с Марфой Сергеевой, дочерью московского купца Сергея Алексеева8.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 81. Л. 15 об.

Метрика* о венчании Ф. Г. Таболовского. 4 июля 1792 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 81. Л. 15 об.).

4 [июля 1792 г.]. Синодальный певчей Феодор Гаврилов женился первым браком. Понял за себя умершего купца Сергея Алексеева дочь ево родную девицу Марфу Сергееву. Надлежащий обыск учинен был с поручителями.
18 декабря 1797 г. был изменен штат синодальных певчих: в каждую из трех станиц* хора было добавлено по 12 певчих. Общий штат хора теперь состоял из 38 певчих. Поддьяк Федор Таболовский входил в состав первой станицы Синодального хора9.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 115 об.
Станица — (перен., устар.) большое количество кого-либо (людей, животных).
В начале XIX в. Федор Таболовский был уже известным в Москве композитором партесного пения*. Регентом Синодального хора перед Отечественной войной 1812 г. был Иван Петров. В 1812 г. хор бездействовал (по причинне нашествия французов). В марте 1813 г. в рапорте синодального ризничего новым регентом назван Федор Таболовский, с хором из 27 певчих10.

Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 2. Книга 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика. М. 2002, стр. 191.
Парте́сное пение (от лат. partes — голоса; в переносном смысле — хоровая партия) — род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля с высотным и тембровым разделением партий.

Ревизская сказка* Синодальных певчих. 1816 г. (ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 115 об.).

Федор Гаврилов Таболовский, бывый подьяк, 35 [по ревизии 1811 г.], 39 л.
Федора Гаврилова дети:
Николай, 6 месяцев [по ревизии 1811 г.]. Умер в 1811 г.
Петр, новорожденный, 3 л.
Федора Гаврилова жена Марфа Сергеева. 37 л.
Федора Гаврилова дочери:
Александра. 9 л.
Елизавета. 6 л.
Наталья. 7 месяцев.
Таболовские жили в приходе церкви Космы и Дамиана до Отечественной войны 1812 г. Став регентом, Федор Гаврилович Таболовский сохранил за собой дом в Певчей слободе, но там уже не жил11.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 820а. Л. 1 об.; Д. 858. Л. 20.
Регентом Синодального хора Таболовский был до своей смерти в 1830 г.12 После смерти Федора Григорьевича его жена Марфа Сергеевна Таболовская жила с сыном Петром, учеником Московской духовной семинарии, в семье своей дочери Александры Федоровны Арсеньевой в приходе Софийской церкви на Лубянке13. Умерла Марфа Сергеевна Таболовская 8 сентября 1834 г. и была погребена на Калитниковском кладбище14.
Металлов В. М. Указ. соч. С. 87.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1194. Л. 755 об.
ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 747. Л 142 — 142 об.
Дети Федора Гавриловича и Марфы Сергеевны Таболовских:
Екатерина, р. 19 ноября 1793. Умерла в младенчестве15.
Федор, р. 25 марта 1795. Умер в младенчестве16.
Мария, р. 3 июня 1801 — ум. 21 июля 180117.
Елизавета, р. 29 августа 1803. Умерла в младенчестве18.
Александра Федоровна Арсеньева, р. 1807. Муж — диакон Софийского храма на Лубянке Петр Саввич Арсеньев19.
Елизавета Федоровна Бажанова, р. 1810. Муж — учитель низшего отделения Перервинского духовного училища Петр Гаврилович Бажанов20.
Николай — ум. 181121.
Петр Федорович Таболовский, р. 1813. Диакон Николаевской, что на Курьих ножках, церкви с 1837 г. Священник Николаевской церкви в Воробьине22.
Наталья, р. 181523.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 81. Л. 51.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 96. Л. 7 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 128. Л. 45 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 128. Л. 155.
ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 747.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 264. Л. 238.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 115 об.
ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 747. Л. 180.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 116.

1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 499. Л. 179; Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 444 об.
2 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 589. Л. 76 об.
3 Там же. Л. 77.
4 Лебедева-Емелина А. В. Синодальный Хор // Москва. Энциклопедия. М., 1997. С. 739; Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. Сергиев посад, 1998. С. 259.
5 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 3.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 512. Л. 4 об; Д. 1516. Л. 29; Русский биографический словарь. Т. VIII. СПб., 1897. C. 138.
7 Гарднер И. А. Указ. соч. С. 259 — 260; Металлов В. М. Синодальные, бывшие патриаршие певчие // Русская духовная музыка в документах и материалах. Том II. Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Документы. Периодика. Кн. 1. М., 2002. С. 87.
8 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 81. Л. 15 об.
9 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 115 об.
10 Русская духовная музыка в документах и материалах. Том 2. Книга 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Исследования. Документы. Периодика. М. 2002, стр. 191.
11 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 820а. Л. 1 об.; Д. 858. Л. 20.
12 Металлов В. М. Указ. соч. С. 87.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1194. Л. 755 об.
14 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 747. Л 142 — 142 об.
15 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 81. Л. 51.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 96. Л. 7 об.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 128. Л. 45 об.
18 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 128. Л. 155.
19 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 747.
20 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 264. Л. 238.
21 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 115 об.
22 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 747. Л. 180.
23 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 116.