Ктиторы придела Иоанна Златоуста
Д. Лобанов
В 1641 г. с левой стороны от церкви Космы и Дамиана была построена отдельная придельная каменная церковь Иоанна Златоуста1. На постройку церкви была дана благословенная грамота от митрополита Сарского и Подонского Серапиона московскому купцу Михаилу Ерофееву от 22 марта 1641 г.2 В память о своих родителях Михаил Ерофеев также пожаловал в новую церковь напрестольное Евангелие3.

ЦГАМ. Р — 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 382.
ЦГАМ. Р — 1215. Ф. 3. Д. 44. Л. 80.

Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 382.

Михаил Ерофеев (ум. 1667) был сыном гостя* Ерофея Лазарева, «лучшего» вологжанина, имевшего несколько торговых лавок в Вологде. Ерофей Лазарев вошел в 1629/30 г. в состав Гостиной* сотни4. С 1634 г. числился в Гостиной сотне и Михаил Ерофеев, в 1649 г. он был пожалован в гости5.
Сборник документов. Т. 1. М., 2004. С. 117; Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. С. 256, 304.
Там же. С. 98, 103; Грязнов А. Л. Торговая компания Акишевых в конце XV — XVIII в. // Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии. XVII — начала XVIII в. М.; СПб., С. 789.
Гость — название наиболее богатых, крупных купцов до введения купеческих гильдий в 1724 г., к середине XVII в. гости стали высшей категорией привилегированного русского купечества.
Гостиная сотня — привилегированная корпорация русского купечества в конце 16 — начале 18 вв., вторая по богатству её членов и значению после гостей. В Г. с. правительство зачисляло торговых людей из посада и крестьян.
Выбор храма Космы и Дамиана для строительства обетной церкви был не случаен — здесь в июле 7143 г. (1635) в придельной церкви Похвалы Богородицы патриарх Иоасаф I отпевал жену купца Михаила Ерофеева6. Рядом, в Большом Черкасском переулке, были палаты Вологодского подворья, построенные на «старом купленом дворовом месте» вологодского архиепископа Сильвестра до 1612 г., в 1613 г. права на владение были подтверждены7 (как сказано выше, отец Михаила Ерофеева имел в Вологде торговые лавки).
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 251.
На протяжении 100 лет, до середины XVIII в., потомки Михаила Ерофеева — купцы Акишевы, тоже вошедшие в состав Гостиной сотни, были ктиторами придельной церкви Ионна Златоуста.
Фамилия торговых людей Акишевых (Окишевых) была известна на Белоозере с конца XV — начала XVI вв.8 В XVII в. Акишевы переехали в Вологду. Самое ранее упоминание о них в Вологде содержится в дозорной книге* вологодского посада 1617 г. Кондратий Павлов Акишев (ум. ок. 1646) за 10 лет стал одним из самых богатых вологжан, был строителем Вологодского Ильинского монастыря9. После смерти Кондратия Акишева торговую компанию Акишевых в Вологде возглавили его сыновья Тимофей и Тит10.

Грязнов А. Л. Указ соч. С. 768 — 769.
Там же. С. 773, 779.
Там же. С. 781.
Дозорные книги — разновидность писцовых книг в Рус. гос-ве 16−17 вв., составлялись писцами («дозорщиками») по челобитью местного населения, просившего о «дозоре», т. е. о проверке соответствия между размером оклада гос. налогов и платежеспособностью населения.

Родословная Акишевых.

Московская ветвь рода Акишевых идет от старшего сына Кондратия Акишева Парфения Кондратьевича Акишева (ум. ок. 1666), вошедшего в состав Гостиной сотни. В феврале 1628 г. он женился на родной сестре Михаила Ерофеева11. Парфений Акишев неоднократно упоминается в таможенных книгах Сухоно-Двинского пути, был он также одним из устюжских таможенных *целовальников12.
Там же. 774, 786.
Там же. С. 785; Голикова Н. Б. Указ. соч. С. 314; Таможенные книги Сухоно-Двинского пути XVII в. Вып. 1. СПб., 2013. С. 192.
Целовальники – в России 15-18 вв.: выборное должностное лицо, собиравшее подати и исполнявшее ряд судебных и полицейских обязанностей (при вступлении на должность приносившее присягу целованием креста).
После смерти гостя Михаила Ерофеева придельная церковь Иоанна Златоуста содержалась на средства гостя Дмитрия Прокофьевича Акишева, племянника Михаила Ерофеева, имевшего двор в приходе церкви Космы и Дамиана, и его сына гостя Дмитрия Дмитриевича Акишева (р. ок. 1658)13. По окладному списку* 1713 г. Акишевы находились в числе наиболее платежеспособных членов Гостиной сотни14. По росписи 1736 г. у Д. Д. Акишева были лавки в Сурожском и Старом Сурожском рядах15.

Материалы для истории Московского купечества. Т. 1. М., 1883. С. 1; Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 181.
Материалы по истории московского купечества. Т. 1. Приложение 3. М., 1881. С. 18.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб., 1276, 1277.
Окладные книги — книги, в которые записывались оброки с имущества и промыслов, размеры жалования служилых людей и т. п.

Двор Акишевых и их потомков в приходе церкви Космы и Дамиана на углу Космодамиановского и Большого Черкасского переулков (№ 31). Фрагмент плана Китай-города. Первая половина XVIII в. По схеме О. П. Щенковой и А. С. Щенкова.

В 1713 г. гость Д. Д. Акишев, внучатый племянник гостя Михаила Ерофеева, поновлял престол и намостил пол в придельной церкви Иоанна Златоуста, после чего она была освящена на старом антиминсе* протопопом Большого Успенского собора Федором Панкратьевым16.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383.

Антиминс - [букв. [то, что] вместо престола, от греч. ἀντί - вместо + лат. mensa — стол, трапеза], прямоугольный плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на к-ром совершается Божественная литургия. Обычно А. имеет небольшой зашитый карман, куда вложены частицы святых мощей мучеников.

Согласно первой ревизии при церкви Успения Пресвятой Богородицы, «что слывет в Панех» (второе название церкви Космы и Дамиана), был указан дьячок Федор Семенов, получающий «годовую ружную* денежную дачу от дому гостя Дмитрия Дмитриева сына Акишева»17. Тогда же, в 1722 г., Д. Д. Акишев, обращаясь в Синодальный казенный приказ* о назначении к «нашей Златоустовской церкви» священником Матвея Васильева, писал, что пение будет «коштовать* из своего иждивения»18.

РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1815. Л. 61.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383−384.
Руга — выплаты духовенству, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца. Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья. В отличие от десятины, размер руги назначался произвольно.
Патриарший казенный приказ — (с 1722 Синодальный казённый приказ), один из центральных органов церковного управления в России в 17 — 1-й пол. 18 вв., ведавший патриаршей (с 1721 синодальной) домовой денежной и вещевой казной, её расходной и приходной частями.
Коштовать (кошт — иждивение, содержание; вообще, расход, издержка) — содержать, нести расходы.

Фрагмент* переписной книги церковных и приказных служителей г. Москвы. 1722−27 гг. (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1815. Л. 61).

Церковь Успения Пресвятыя Богородицы что слывет в Старых Панях, при ней предел Иоанна Златоустого, при оной церкви действительно служащие льячек Федор Семенов пятидесяти лет, а оной дьячек получает годовую ружную денежную дачу от дома госты Дмитрия Дмитриева сына Акишева.
В 1731 г. внучка Дмитрия Дмитриевича Акишева Авдотья Андреевна была выдана замуж за титулярного советника* Якова Федоровича Мировича. Их сын — подпоручик* Василий Яковлевич Мирович (1740−1764) известен в русской истории как организатор неудавшегося переворота в пользу заключенного в Шлиссельбургской крепости императора Иоанна VI Антоновича19.
Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 406.
Титулярный советник — гражданский чин IX класса.
Подпоручик — воинское звание (чин) обер-офицеров (наименование младших офицеров) в России (до 1917). Введено в 1703. Совр. аналогом в системах воинских званий (чинов) большинства государств является звание лейтенанта.
В 1745 г. А. А. Мирович продала своим двоюродным племянникам Илье Ивановичу и Петру Ивановичам Акишевым свою часть двора20. К марту 1746 г. все части обширного двора гостя Д. Д. Акишева, выходящего в Большой Черкасский переулок, были проданы его потомками подполковнику Василию Васильевичу Нарышкину (1712−1779)21.
Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 7. М., 1897. С. 17.
Там же. С. 43, 69.

1 ЦГАМ. Р — 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
2 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 382.
3 ЦГАМ. Р — 1215. Ф. 3. Д. 44. Л. 80.
4 Сборник документов. Т. 1. М., 2004. С. 117; Голикова Н. Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI — первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998. С. 256, 304.
5 Там же. С. 98, 103; Грязнов А. Л. Торговая компания Акишевых в конце XV — XVIII в. // Хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома Святой Софии. XVII — начала XVIII в. М.; СПб., С. 789.
6 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
7 Можаев А. В. Великий посад Москвы: подлинная история Китай-города. М., 2022. С. 251.
8 Грязнов А. Л. Указ соч. С. 768 — 769.
9 Там же. С. 773, 779.
10 Там же. С. 781.
11 Там же. 774, 786.
12 Там же. С. 785; Голикова Н. Б. Указ. соч. С. 314; Таможенные книги Сухоно-Двинского пути XVII в. Вып. 1. СПб., 2013. С. 192.
13 Материалы для истории Московского купечества. Т. 1. М., 1883. С. 1; Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016. С. 181.
14 Материалы по истории московского купечества. Т. 1. Приложение 3. М., 1881. С. 18.
15 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб., 1276, 1277.
16 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383.
17 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1815. Л. 61.
18 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 383−384.
19 Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 406.
20 Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 7. М., 1897. С. 17.
21 Там же. С. 43, 69.