Монахиня Серафима (Савельева)
Д. Лобанов
Монахиня Серафима (Савельева) принимала активное участие в жизни храма Космы и Дамиана в Старых Панех в 1927—1929 гг.
Монахиня Серафима (в миру Лидия Николаевна Савельева) родилась 8 февраля 1900 г. в семье мещанина* города Шуи Николая Вонифатьевича Галкина, впоследствии купца, сына владельца ременно-гоночного завода в городе Иваново-Вознесенске Вонифатия Никаноровича Галкина. Матерью Лидии Николаевны была Екатерина Ивановна Шагурина. Венчались родители Лидии Николаевны в Москве, в церкви Воскресения Словущего на Малой Бронной 16 апреля 1890 г1.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 267. Л. 222 об. — 223.
Мещане — городское сословие, преимущественно состоящее из мелких торговцев, ремесленников, домовладельцев.

Метрика* о венчании Н. В. Галкина и Е. И. Шагуриной. 16 апреля 1890 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 267. Л. 222 об. — 223).

16 апреля [1890 г.] Жених — Владимирской губернии города Шуи мещанин Николай Вонифатиев Галкин православного исповедания первым браком. 20 л. 11 месяцев.
Невеста — Владимирской губернии Иваново-Вознесенского мещанина Ивана Алексеева Шагурина православного исповедания первым браком 17 л.
[Венчал] Местный священник Петр Иванов Виноградов с своим причтом.
Поручителями по женихе: Временно Иваново-Вознесенские купцы Иван Григорьев Генералов и Дмитрий Иванов Якилин; по невесте: мещанин города Иваново-Вознесенска Николай Алексеев Шагурин и Московский купец Михаил Афанасьев Осминин.
Семья Шагуриных тогда жила в Москве в приходе Воскресенской церкви на Малой Бронной. Отец Екатерины Ивановны Иван Алексеевич Шагурин, происходивший из иваново-вознесенских мещан, впоследствии стал потомственным почетным гражданином и мануфактур-советником*, доверенным лицом Товарищества мануфактур* иваново-вознесенских фабрикантов и меценатов* Гарелиных, попечителем церкви апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе2.
Алфавит жителей г. Москвы на 1914 г. // Вся Москва. М., 1914. С. 730.
Мануфактур-советник — почетное звание, соответствующее чину VIII кл., даваемое за заслуги и успехи в промышленности.
Мануфактура (лат. manus «рука» + лат. facere «делать») — предприятие, основанное на ручном труде наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Меценат — богатый покровитель наук и искусств.
В 1918—1922 гг. Лидия Николаевна Галкина училась на социально-экономическом факультете Иваново-Вознесенского политехнического института, образовавшегося на основе эвакуированного Рижского политехнического института. В институте научным руководителем Лидии Николаевны был выдающийся правовед и философ Эдуард Эдуардович Понтович. Темой ее дипломной работы были «Проблемы примата практического разума в философии Канта»3.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / [вступ. Ст. Ю.А. Гусаровой]; сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 6−7.
В 1922 г. социально-экономический факультет был закрыт, научный руководитель Лидии Николаевны Э. Э. Понтович начал преподавать в Плехановском институте в Москве. Туда же учиться перебралась и Лидия Николаевна. По свидетельству родных, она была отрекомендована философу Н. А. Бердяеву своим руководителем как его лучшая ученица4. Лидии Николаевне предсказывали большое будущее и предлагали поехать в Германию для дальнейшего изучения философии, но путь ее был иной5.
Там же. С. 7.
Корнеева Р.В., Шахова Л. И. «Ничто в твоей жизни не проходит мимо сердца моего» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 179.
Во время учебы в Плехановском институте Лидия Николаевна познакомилась с Василием Петровичем Савельевым, впоследствии архимандритом Сергием. Вспоминая свои юные годы, монахиня Серафима писала, что однажды они с В. П. Савельевым бродили по улицам Москвы, и он спросил её: «Ты пойдешь за мною, куда бы я ни пошел?». Она ответила: «Да». — «И по этой огромной луже?» — он указал на лужу, перед которой они оказались. И снова получил утвердительный ответ. В 1924 г. Лидия Николаевна и Василий Петрович станут мужем и женой. Они так и пройдут по жизни — только вперед, несмотря на все трудности избранного ими пути6.
Там же. С. 178 — 179; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 12.
Плехановский институт пришлось вскоре оставить из-за начавшихся там идеологических чисток среди преподавательского состава7. Василий Петрович вместе с Лидией Николаевной поступают в институт Слова, основанный философом И. А. Ильиным. 1922 год для института Слова был критическим: были уволены ведущие преподаватели, на «философском» пароходе высланы из страны Н. А. Бердяев и И. А. Ильин. Вскоре, проучившись около двух лет, Савельевы покидают и этот институт8.
Там же. С. 23.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. Серафима С. 9.
В 1924 г. группой молодых людей, близких по духу, сплотившихся вокруг В. П. Савельева и позднее объединившихся в православную общину-семью, был организован закрытый семинар по изучению русской дореволюционной культуры во главе с преподавателями вуза философами Валерианом Николаевичем Муравьевым и Александром Константиновичем Горским-Горностаевым, последователями идей родоначальника русского космизма Н. Ф. Федорова. Молодые люди всё больше понимали, что главным нервом и движущей силой русской культуры является поиск Истины, а её истоком — Православие. Поиски Истины привели их к решению изменить свою жизнь. Начался процесс воцерковления9.

Там же. С. 10. Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 11.

Лидия Николаевна Галкина. Конец 20-х г. г.

Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010.

В январе 1925 г. группа молодых людей во главе с В. П. Савельевым становится прихожанами Троицкой церкви в Никитниках, где в приделе Грузинской иконы Божией Матери, расположенном в подклете храма, настоятель протоиерей Сергий Голощапов стремился восстановить традиции строго уставной службы10. 16 (29) июля 1927 г. митрополит Нижегородский Сергий (Старгородский), замещавший тогда Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), в трудных обстоятельствах жизни Церкви выпускает декларацию о её лояльности по отношению к советской власти. Приход храма Грузинской иконы Божией Матери разделился. В числе непримиримых противников декларации оказался протоиерей Сергий Голощапов, однако группа молодежи во главе с В. П. Савельевым осталась верной митрополиту Сергию11.
Беглов А. Преподномученик Феодор (Богоявленский). М., 2023. С. 9−10.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 5.
В августе 1927 г. члены общины В. П. Савельева переходят в храм Ржевской иконы Божией Матери на Арбате. В это время, 5 августа 1927 г., у Василия Петровича и Лидии Николаевны родилась дочь Екатерина (Катюня). С младенческих лет до последнего дня своей жизни она была неизменным участником духовной жизни общины-семьи наравне со старшими12.
Там же. С. 12.
Община во главе с В. П. Савельевым, взяв благословение у архиепископа Звенигородского Филиппа (Гумилевского), управлявшего тогда Московской епархией, стали искать храм, в котором могли бы обосноваться, не нарушая жизни его прихода13. Таким храмом стал храм Космы и Дамиана в Старых Панех.

Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 47.

Храм Космы и Дамиана в Старых Панех. 1926−1927 гг. ГНИМА им. А. В. Щусева.

В храме Космы и Дамиана Лидия Николаевна пела на клиросе, где регентом был В. П. Савельев. Остались её воспоминания о 22 января 1929 г., когда в храме в день своего ангела служил архиепископ Филипп (Гумилевский): «Это было первое епископское служение за время нашего там пребывания. В этот день он посвятил В. [Савельева] в стихарь*. Катюня стояла с нами на клиросе. Стихарь В. был розовый, с золотом. „Новое платьице“ папки очень понравилось ей, она радовалась и тихонечко тянулась погладить его»14.

Там же. С. 49.
Стихарь — богослужебное облачение (одежда) церковно- и священнослужителей.

Катюня (Савельева). 1929 г.

Фотография из книги – Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А.Т. Быковская, Ю.А. Гусарова, Р.В. Корнеева, Л.И. Шахова, К.Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

В ночь на 29 октября 1929 г. в день памяти святого мученика Лонгина Сотника В. П. Савельев был арестован в квартире своей сестры Евдокии Петровны (Душеньки) на Никитском бульваре, после чего был отвезен на свою квартиру в Гороховском переулке, где были арестованы вместе с ним иеромонах Варнава, сестра Евдокия Петровна, и члены общины инженер Юрий Александров и Наталья Ивановна Сорокина15.
Там же. С. 56; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 68.
Тогда же, осенью 1929 г., Лидия Николаевна Савельева и Ирина Ивановна Сорокина по благословению архиепископа Филиппа (Гумилевского) забрали из храма Космы и Дамиана святыню — крест с частицами мощей святых покровителей храма. Крест этот был пожертвован в храм во второй четверти XIX в.16

ЦГАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 75.

Крест-мощевик с частицами мощей св. Космы и Дамиана. Вторая четверть XIX в. (фотография 2022 г.)

Монахиня Серафима вспоминала: «После ареста наших родных и отца Петра, настоятеля храма Космы и Дамиана, мы понимали, что очень скоро храм закроют. Было ясно, что кое-что надо было срочно оттуда взять. Однажды, поздно вечером, мы проникли в него. Пришлось войти в алтарь и взять с Престола крест с частицами мощей святых бессребреников Космы и Дамиана»17. В 2002 г. прихожане храма Космы и Дамиана, узнав из книги «Далекий путь» о судьбе креста, разыскали общину отца Сергия в Фирсановке. Крест с мощами, сохраненный членами общины, был возвращен в храм младшим поколением общины18.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 62.
Там же. С. 62.
После ареста В. П. Савельева, оставаясь с малолетней дочерью Катей на руках, Лидия Николаевна была уволена с работы экономиста в Центросоюзе как «жена врага народа» по первой категории, разрешающей последующее трудоустройство только в сфере неквалифицированного физического труда19.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). С. 12.
После ареста и содержания в Бутырской тюрьме, В. П. Савельев был приговорен к 5 годам лагерных работ. До 1932 г. Василий Петрович отбывал срок в лагере на строительстве железной дороги Пинюг-Сыктывкар. Здесь, 2 июня 1931 г., он тайно принял монашеский постриг во имя. преп. Сергия Радонежского от епископа Леонида (Антощенко). Требующиеся для этого чина Святые Дары привезла из Москвы Лидия Николаевна, в этом же году, 17 сентября, принявшая в день празднования чудотворной иконы «Неопалимая купина» тайный постриг с именем Серафимы во имя преп. Серафима Саровского от духовника общины иеромонаха Варнавы (Гоголева)20.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. C. 11−12; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 14.
В 1939 г. в связи с реализацией «Генерального плана реконструкции Москвы» монахиню Серафиму выселили из Москвы, предоставив участок для строительства дома за счет компенсации, после сноса дома в Москве по плану реконструкции, в пос. Фирсановка Московской области. Здесь, неподалеку от Москвы, в конце Великой Отечественной войны, и соединяется небольшая духовная семья-община, руководимая отцом Сергием (Савельевым)21.

Там же. С. 6; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 16.

Монахиня Серафима. 1950-е гг.

Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010.

В Рождество 7 января 1977 г. во время ночной службы в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, в торжественный момент наивысшего подъема, при пении «Величем Тя, Живодавче Христе» и чтения Евангелия архимандрит Сергий (Савельев) отошел ко Господу22.

Корнеева Р.В., Шахова Л. И., Быковская А. Т. «Драгоценная Душенька» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Т. III. М., 2002. С. 282.

Архимандрит Сергий. Последние годы жизни.

Фотография из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

Это была тяжелая потеря для монахини Серафимы и всей общины. Но м. Серафима находила в себе силы для утешения близких: «Мы никого не потеряли, родные. Мы жили для Господа. Мы шли теми путями, что Он вел нас, — через войну, через лагерь, через бесконечные разлуки, и мы всегда в святой любви получали укрепление и силу. Так и идем теперь, для Господа. Мы не потеряли, мы нашли великое утешение — родного молитвенника, заступника, помощника во всякую минуту нашей жизни. Он укрепляет нас здесь, ждет и встречает нас там. Наш путь один, все тот же путь — ко Господу»23.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 192.
Внутренние переживания монахини Серафимы отражают её стихи того времени:

В лабиринте белых дорожек,

Затерявшихся в снежных просторах сада,

Одна есть дорожка —

Нет у нее ни конца, ни начала.

Дорожка утраты.

Дорожка печали.

Дорожка великой надежды на Господа.

18 февраля 1980 г.24

Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 182.
Монахиня Серафима пережила архимандрита Сергия почти на 15 лет, она скончалась 15 декабря 1991 г. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с о. Сергием25.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 12.

Монахиня Серафима (Савельева). Последняя фотография.

Из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

О необычайной одаренности и поэтичности матушки Серафимы говорят записи, которые после ее ухода были обнаружены в папке под названием «Недосказанное». Они немного напоминают «Опавшие листья» философа В. В. Розанова:
Внутренняя жизнь — наблюдение процесса, как русский народ в своем самопознании идет к высшим началам жизни — любви, милосердию, добру, истине, — что заложены в корнях народа. После тысячелетия принятия христианства через темные столетия страдания и боли, через запутанность Маркса и идеи Французской революции, через Сталина и его время. Юностью сознания, нераскрытыми силами становления, глубинами духа, самоотречением, обретением истины братства — к «родному человеку» (здесь имеется ввиду идея архимандрита Сергия (Савельева) о духовном родстве всех людей и ответственности каждого за вечную судьбу другого)26.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 191−192; Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. C. 184.
Дочь В.П. и Л. П. Савельевых Екатерина Васильевна (Катюня), окончив школу в 1945 г. с золотой медалью, обладая несомненным литературным талантом и остротой слога, хотела поступить в МГУ на филологический факультет и стать журналистом. Но, обсудив все с отцом, из-за невозможности «работать с открытым сердцем» и правдиво освещать современные события, выбрала профессию врача, поступив в 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова27.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 12; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 173 — 174.

Е. В. Савельева (Катюня).

Фотография из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

Монахиня Серафима, прекрасно зная классическую и святоотеческую литературу, владея несколькими иностранными языками, переводила для дочери статьи зарубежных специалистов в области медицины28.
Корнеева Р.В., Шахова Л. И. «Ничто В твоей жизни не проходит мимо сердца моего» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. Проповеди. C. 179.
По окончании института в 1951 г. Е. В. Савельева поступила в ординатуру, и в 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию. Всю жизнь она проработала врачом, помогая людям. Приняла иночество с именем Екатерины. После выхода на пенсию была поражена тяжелым и неизлечимым недугом, приковавшим ее к постели и практически полностью лишившим ее возможности двигаться. Преодолевая недуг, она продолжала работать над архивом общины, наследием своего отца архимандрита Сергия, готовить к публикации его проповеди, статьи и книги. Умерла инокиня Екатерина 24 сентября 1998 г. в родном доме в Фирсановке. Похоронена с родными на Введенском (Немецком) кладбище29.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 13.

Захоронение родных архимандрита Сергия (Савельева) на Введенском (Немецком) кладбище. 2010 г.

Фотография из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.


1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 267. Л. 222 об. — 223.
2 Алфавит жителей г. Москвы на 1914 г. // Вся Москва. М., 1914. С. 730.
3 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / [вступ. Ст. Ю.А. Гусаровой]; сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 6−7.
4 Там же. С. 7.
5 Корнеева Р. В., Шахова Л. И. «Ничто в твоей жизни не проходит мимо сердца моего» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 179.
6 Там же. С. 178 — 179; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 12.
7 Там же. С. 23.
8 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. Серафима С. 9.
9 Там же. С. 10. Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 11.
10 Беглов А. Преподномученик Феодор (Богоявленский). М., 2023. С. 9−10.
11 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 5.
12 Там же. С. 12.
13 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 47.
14 Там же. С. 49.
15 Там же. С. 56; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 68.
16 ЦГАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 75.
17 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 62.
18 Там же. С. 62.
19 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). С. 12.
20 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. C. 11−12; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 14.
21 Там же. С. 6; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 16.
22 Корнеева Р. В., Шахова Л. И., Быковская А. Т. «Драгоценная Душенька» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Т. III. М., 2002. С. 282.
23 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 192.
24 Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 182.
25 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 12.
26 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 191−192; Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. C. 184.
27 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 12; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 173 — 174.
28 Корнеева Р. В., Шахова Л. И. «Ничто В твоей жизни не проходит мимо сердца моего» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. Проповеди. C. 179.
29 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 13.