Архимандрит Сергий (Савельев)

Часть 2. Служение Церкви Христовой (1929−1977).

Д. Лобанов

С.Н Андрияка. Портрет старца (архимандрит Сергий). Холст, масло. 1986 г.

Начало второго периода в жизни архимандрита Сергия (Савельева) связано с арестом 29 октября 1929 г. и обвинением его и нескольких членов общины во главе с духовником иеромонахом Варнавой (Гоголевым) в проведении «конспиративных собраний» и антисоветской деятельности1. Этот арест вывел жизнь общины на новый духовный уровень, объединив ее членов так крепко, как не объединяют самые близкие родственные узы. Разделенные сотнями километров, члены общины-семьи оставались связанными нерушимыми узами любви, самоотверженно поддерживая друг друга письмами, посылками и молитвой2.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 77, 80.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / [вступ. Ст. Ю.А. Гусаровой]; сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 14.
После ареста и содержания в Бутырской тюрьме, Василий Петрович Савельев был приговорен к 5 годам лагерных работ. До 1932 г. Василий Петрович отбывал срок в лагере на строительстве железной дороги Пинюг-Сыктывкар. Здесь, 2 июня 1931 г. Василий Савельев тайно принял монашеский постриг во имя. преп. Сергия Радонежского от епископа Леонида (Антощенко). Требующиеся для этого чина Святые Дары привезла из Москвы его жена Лидия Николаевна, в этом же году принявшая тайный постриг с именем Серафимы во имя преп. Серафима Саровского от духовника общины иеромонаха Варнавы (Гоголева)3. Леонид, еп. Марийский (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872−1938), был прославлен как священномученик в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (пам. 26 дек.).
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. C.11; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 14.
В сентябре 1932 г. отец Сергий был переведен в Печорский лагерь на угольные разработки. Освобожден весной 1934 г.4

Там же. С. 14.

Монах о. Сергий (В.П. Савельев) после лагеря. Вятка. 1934 г. Фотография из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

После освобождения в 1934 г. отец Сергий смог устроиться вольнонаемным на строительстве канала Москва-Волга, благодаря чему получил возможность жить в подмосковном Дмитрове и бывать в Москве. 9 января 1935 г. в московской квартире в Хомутовском переулке он был тайно рукоположен епископом Леонидом в иеродиакона*, а на следующей день — в иеромонаха*. После смерти отца Варнавы (Гоголева) епископ Леонид стал духовником общины. Владыка не благословил о. Сергия на открытое служение. На 12 лет основным служением отца Сергия стала забота о родных, членах общины, и «родной жизни». Отец Сергий, теперь уже иеромонах, жил и работал там, где принимали на работу с судимостью: на Куйбышевской ГЭС, в Дмитрове, Ульяновске. Во время Великой Отечественной войны отец Сергий жил и работал в Рязани5.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 6, 11; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 15, 18; Священник Иоанн Привалов Верность Живому Преданию // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 8−9.
Иеромонах — монах, имеющий сан священника. Сан иеромонаха соответствует сану иерея в «белом духовенстве».
Иеродиакон — монах в сане диакона.

Иеромонах Сергий.

Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь: история одной христианской общины. Даниловский благовестник. М., 1998.

После окончания Великой Отечественной войны небольшая духовная семья-община, руководимая отцом Сергием, соединяется неподалеку от Москвы в поселке Фирсановка, где был куплен небольшой домик за счет компенсации после сноса по реконструкции дома в Москве, где жили члены общины6.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 6; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 16.
В декабре 1943 г., будучи проездом в Москве, отец Сергий решился обратиться к церковным властям, чтобы начать свое открытое священническое служение. Он разговаривал с управляющим делами Московской патриархии протоиереем Николаем Федоровичем Колчицким, был принят патриархом Сергием (Страгородским), хорошо знавшим епископа Леонида, расстрелянного 7 января 1938 г. Однако, назначения на приход в то время отец Сергий так и не получил из-за отсутствия у него ставленной грамоты, удостоверяющей законность рукоположения. Чтобы привести доказательства своего рукоположения и верности выбранному пути, отец Сергий решился собрать все сохранившиеся письма родных друг к другу за полтора десятка лет и с их помощью засвидетельствовать свое священство. Так было положено начало удивительной книге «Далекий путь», составленной из писем и свидетельств членов общины7.
Там же. С. 18, 19; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). C. 371.
1947 год стал для отца Сергия переломным. В этом году, осенью, он снова подал прошение, теперь уже патриарху Алексию (Симанскому), с просьбой разрешить ему основание женской общины в одном из подмосковных поселков. Для этого он предлагал, по согласию членов общины, дом в Фирсановке. А приложением к прошению была составленная из писем книга. После посещения дома в Фирсановке протоиереем Николаем Колчицким, который хотел своим глазами увидеть тех, чьи письма вошли в эту необычную книгу, отцу Сергию было предложено служить в Патриаршем соборе. 18 октября 1947 г. в день памяти святителей Московских начинается его служение в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Отец Сергий был поставлен иеромонахом при мощах святителя Алексия Московского. В 1950 г. иеромонах Сергий был посвящен в сан *архимандрита8.

Там же. С. 6, 11; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 19−20, 175.

Архимандрит — высший сан для монашествующих священников.

Архимандрит Сергий (Савельев). 1950-е гг. Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999.

Еще в Елоховском соборе отец Сергий начал петь за богослужением несколько песнопений с народом. Это начинание получило сердечный отклик у прихожан, но послужило началом охлаждения его отношений с настоятелем Елоховского собора протоиереем Николаем Колчицким. В 1952 г. архимандрит Сергий был переведен в церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Заботясь о молитвенном духе богослужения, отец Сергий собрал хор из прихожан, регентом* которого стал церковный композитор Александр Александрович Третьяков9.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 381−382; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 183.
Регент — руководитель церковного хора.
При отце Сергии в Покровском храме были расписаны алтарь и своды храма, построены дополнительные помещения для удобства прихожан и клира. Была возведена пристройка с крестильней, помещениями для священнослужителей, для уборщиц. К дверям храма пристроены тамбуры10.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 382.
В 1957 г. архимандрит Сергий был назначен настоятелем храма Преображения Господня в Богородском. За два года своего настоятельства отец Сергий сделал много для прославления Тихвинской иконы Божией Матери, чудесно уцелевшей во время пожара. Он начал служить соборно по вторникам торжественное вечернее богослужение с акафистом иконе, для которой был устроен киот. Также были написаны иконы преп. Серафима Саровского, Ангелов на диаконских дверях главного придела, образ пророка Божия Илии и сооружен киот для него. Был проведен ремонт храма внутри и снаружи, поставлена хорошая вентиляция, под храмом оборудована комната для отдыха священнослужителей, устроена комната для уборщиц, у храма появилась новая ограда, вокруг храма был разбит цветник11.

Там же. С. 382; Сорок сороков. Т. 3. Москва в границах 1917 года / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 2004. C. 198.

Храм Преображения Господня в Богородском.

Рисунок Людмилы Ивановны Шаховой (Милы) из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

В каждом храме, где служил архимандрит Сергий, им создавались распевы и песнопения для служб, которые ранее не были совершаемы. В Покровском храме на Лыщиковой горе это был акафист Покрову Божией Матери на распев и припев — «Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Своим омофором». В Преображенской церкви в Богородском был написан новый припев для акафиста Тихвинской иконе Божией Матери «Радуйся, Владычице, Милостивая о нас пред Богом Заступнице». В 1959 г., как писала монахиня Серафима (Савельева), «все это назовут нарушением московских традиций и уволят отца Сергия за штат»12. На Крещение Господне архимандрит Сергий служил последнюю службу в Преображенском храме13.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 183.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 382.
После двухгодичного перерыва в служении архимандрита Сергия в 1961 г. назначили настоятелем храма Покрова Божией Матери в Медведково, находящегося в аварийном состоянии и близкого в то время к закрытию. Первая служба в этом храме была совершена отцом Сергием в начале Великого поста14.

Там же. С 383.

Рисунок Екатерины Васильевны Савельевой (инокини Екатерины), дочери архимандрита Сергия (Савельева) из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

В Покровском храме в Медведково отцом Сергием был произведен необходимый наружный и внутренний ремонт. Храму, во многом, был возвращен его первоначальный облик. Служить стали не только в нижнем теплом приделе, но и в верхней церкви. Была проведена реставрация иконостаса, написана храмовая икона Покрова Божией Матери и устроена над ней сень. Изготовлена замечательная по исполнению плащаница Успения Божией Матери15.
Там же. С. 383; Сорок сороков. Т. 4. Окраины Москвы. Инославие / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 2005. C. 21.
Благоговейность богослужения была главной заботой отца Сергия. Стихиры стали петь чаще с канонархом*, чтобы сделать все слова понятными молящимся. На знаменный распев* регентом А.И. Буйко был положен ряд стихир Божией Матери, преп. Сергию Радонежскому, преп. Серафиму Саровскому, кондаки и светильны некоторых двунадесятых праздников и великим святым. Отец Сергий и здесь составляет новый распев акафиста Покрова Божией Матери16.
Там же. С. 383; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 184.
Зна́менный распев — основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Название происходит от особых певческих знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи.
Канонарх — [греч. κανονάρχης, κανονάρχος от κανὠν - канон, правило и ἄρχω - начинать, управлять], в совр. богослужении визант. традиции — чтец или певец, возглашающий глас и строки песнопения, к-рые затем поются.
В 1974 г. стоявшие в галерее Покровского храма обычные свечные ящики были заменены установленными вдоль стен узкими столами, с которых молящиеся сами брали свечи, просфоры и другие предметы богослужебного назначения, опуская посильную лепту.

Архимандрит Сергий (Савельев). Последние годы. Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010.

В пастырском служении отца Сергия можно выделить два направления: просвещение и общинность. И то, и другое ясно проявлялись в тех храмах, где ему довелось служить. Проповеди отца Сергия часто длились около часа и были построены в традиционной катехизической* манере бесед отца с сыном. Их задача заключалась в том, чтобы помочь людям соединить веру и жизнь. В проповедях отец Сергий говорил о русских писателях и композиторах, о пересадке сердца и высадке астронавтов на Луну. Он умело соединял разговор на актуальные темы с проповедью Евангелия17.

Священник Иоанн Привалов Верность Живому Преданию // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 10.
Катехизис — краткое наставление в вере и нравственности.

Отец Сергий.

Фотография из книги — Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010.

3 февраля 1966 г. по дороге из Москвы в Фирсановку с архимандритом Сергием случился сердечный приступ. На третий день с обширным инфарктом миокарда он был госпитализирован в Институт кардиологии. Врачи предполагали, что отцу Сергию осталось жить не более трех лет, но Господь дал ему еще одиннадцать лет жизни18.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 389.

Архимандрит Сергий.

Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь: история одной христианской общины. Даниловский благовестник. М., 1998.

В Рождество Христово 7 января 1977 г. во время ночной службы в торжественный момент наивысшего подъема, при пении «Величем Тя, Живодавче Христе» и чтении Евангелия архимандрит Сергий отошел ко Господу19. Похоронен на Введенском (Немецком кладбище), участок 4−2, рядом с часовней Boray20.

Корнеева Р.В., Шахова Л. И., Быковская А. Т. «Драгоценная Душенька» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Т. III. М., 2002. С. 282.
Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. 2-е доп. изд. М., 2005. С. 4.

Фотография могилы архимандрита Сергия (Савельева). Введенское (Немецкое кладбище). 2010 г.


1 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 77, 80.
2 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / [вступ. Ст. Ю.А. Гусаровой]; сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 14.
3 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. C.11; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 14.
4 Там же. С. 14.
5 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 6, 11; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 15, 18; Священник Иоанн Привалов Верность Живому Преданию // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 8−9.
6 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 6; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 16.
7 Там же. С. 18, 19; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). C. 371.
8 Там же. С. 6, 11; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 19−20, 175.
9 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 381−382; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 183.
10 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 382.
11 Там же. С. 382; Сорок сороков. Т. 3. Москва в границах 1917 года / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 2004. C. 198.
12 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 183.
13 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 382.
14 Там же. С 383.
15 Там же. С. 383; Сорок сороков. Т. 4. Окраины Москвы. Инославие / авт.-сост. П. Г. Паламарчук. М., 2005. C. 21.
16 Там же. С. 383; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. C. 184.
17 Священник Иоанн Привалов Верность Живому Преданию // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Мия Твое по всей земли… Проповеди. Том II. М., 1999. С. 10.
18 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 389.
19 Корнеева Р. В., Шахова Л. И., Быковская А. Т. «Драгоценная Душенька» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Т. III. М., 2002. С. 282.
20 Голубцов С., протодиак. Введенское (Немецкое) кладбище. Православно-церковный некрополь: Краткий справочник-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. 2-е доп. изд. М., 2005. С. 4.