Павел Матвеевич Александров
Д. Лобанов
Мануфактур-советник* Павел Матвеевич Александров, известный русский предприниматель, был одним из благотворителей храма Космы и Дамиана в Старых Панех.
Мануфактур-советник — почётное звание, дававшееся владельцам крупных промышленных предприятий и купцам Российской империи.
Павел Матвеевич Александров родился 9 декабря 1791 г. в семье отставного копииста* Матвея Александрова (Александровича) и его жены Прасковьи Федоровой, бывшей дворовой князя Ивана Сергеевича Голицына. 20 марта 1794 г. семья Матвея Александрова вошла в состав московского купечества и числилась по слободе* Лужники Крымские1. После Отечественной войны 1812 г. они жили в приходе церкви Нового Воскресения (Воскресения Словущего) на Остоженке в доме пономаря* Михайлы Афанасьева. В 1815 г. Павел Матвеевич вслед за отцом становится московским купцом 3-й *гильдии2. В дальнейшем он получает фамилию «Александров», в 1818 г. переходит в первую гильдию, а позже становится мануфактур-советником3.
Материалы для истории Московского купечества / сост. Н. А. Найденов. Т. 4 (сказки 5-й ревизии). М., 1886. С. 839.
Материалы для истории Московского купечества / сост. Н. А. Найденов. Т. 6 (сказки 7-й ревизии). М., 1887. С. 30.
Материалы для истории Московского купечества / сост. Н. А. Найденов. Т. 7 (сказки 8-й ревизии). М., 1888. С. 24.
Копиист — переписчик бумаг в канцеляриях дореволюционной России 18−19 вв.
Сло́боды Москвы — территориально обособленные поселения (XIV — начало XVIII вв.) свободных людей, близких друг другу по роду занятий (иногда по происхождению).
Гильдии купеческие - в России (18 в. - 1917) сословные объединения купцов. Привилегированное гильдейское купечество делилось (с 1775) по размерам капитала на три гильдии.
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
В 1822 г. Павел Матвеевич Александров берет в аренду у помещицы Варвары Андреевны Рябининой здание бывшего Брынского железоделательного завода в Жиздринском уезде Калужской губернии, где организует одну из крупнейших в России суконных фабрик. В 1830 г. Павел Матвеевич женится на Марии Григорьевне, вдове дьячка* Покровской церкви села Покровское-Брехово Никифора Егорова4. Отец Марии Григорьевны был по происхождению персиянин, мать — русская. Мария Григорьевна рано овдовела и возвратилась жить в Москву, где познакомилась с Павлом Матвеевичем, но пока жива была мать Павла Матвеевича Прасковья Федоровна, не дававшая своего согласия на брак сына с вдовой причетника*, они не могли обвенчаться5.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 281. Л. 91; Д. 275. Л. 216 об.
Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыре, что на Угреше. М., 1877. С. 115.
Причт — совокупность лиц, выполняющих в приходском храме богослужебные обязанности. Исторически причетниками называли лиц, не входивших в число священнослужителей и церковнослужителей, т. е. канонически не являвшихся членами клира (клириками) и не имевшими церковного посвящения, но при этом исполнявших должности церковнослужителей и фактически к клиру причислявшихся («причтенные к клиру», отсюда — «причетник»). В синодальную эпоху до 1869 г. к причетникам относились штатные служители соборных и приходских церквей с должностями певчих, свещеносцев, звонарей и церковных сторожей (обычно их именовали пономарями и дьячками). После законодательного акта 1869 г., в духовном сословии из лиц непосвященных были оставлены лишь псаломщики, соответствующие прежним дьячкам, причем псаломщики признавались состоящими в клире, даже если не имели церковного посвящения.
Дьячок: в Русской Церкви лица, не имевшие посвящения, но исполнявшие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались дьячками, или причетниками.
С 1833 г. П. М. Александров с женой Марией Григорьевной живет в доме наследников купца Филиппа Яковлевича Касаткина в приходе церкви Космы и Дамиана в Старых Панех (на противоположной от церкви стороне Космодамиановского переулка). Вместе с ними жила тетка П. М. Александрова Анна Федоровна и сестра жены Татьяна Григорьевна6.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1212. Л. 33 об. — 34; Д. 1255. Л. 109 об.

Фрагмент* исповедной ведомости церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1835 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1255. Л. 109 об.).

12. В другом доме

купца Касаткина

живущие по найму:

Московский Купец

Павел Матвеев

Александров 46 [лет]

жена его

Мария Григорьева

тетка вольноотпущенная жена

вдова Анна Федорова 69 [лет]

свояченица его московская

купецкая дочь девица

Татиана Григорьева 16 [лет]

Более 20 лет прожили Александровы в приходе церкви Космы и Дамиана. Парадные комнаты (лучшую половину нанимаемого ими дома), занимала Мария Григорьевна. У Павла Матвеевича были две комнаты: спальня и контора. Прислуга у каждого была своя. Не отличаясь хорошим здоровьем, почти все свое время П. М. Александров проводил дома. При этом он продолжал вести дела по суконной фабрики в Брыни, выезжая туда два раза в год. Почти все сукно с фабрики поставлялось в Китай, составляя почти треть всего вывоза туда из России7.
Воспоминания архимандрита Пимена… С. 116.
Павел Матвеевич Александров был известен своей благотворительностью. В церкви Космы и Дамиана он особо выделял и чтил старинную храмовую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из Успенского придела, пожертвованную в храм на поминовение «по своим родителем и по себе» гостем* Симеоном Потаповым 1 декабря 1674 г. В 1853 г. П. М. Александров переделал серебряную ризу на иконе, добавив к прежней 9 фунтов 30 золотников (~ 3,8 кг) серебра, и украсил позлащенный венец Божией Матери небольшой звездочкой из драгоценных каменей8.

ЦГА Москвы. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
Гость — название наиболее богатых, крупных купцов до введения купеческих гильдий в 1724 г., к середине XVII в. гости стали высшей категорией привилегированного русского купечества.

Из описи церковного имущества церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1925 г. (ЦГА Москвы. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.)

В 1849 г. Александровы познакомились с иеромонахом Пименом (Мясниковым)*, казначеем Николо-Угрешского монастыря. С этого времени Александровы стали главными благотворителями обители. По завещанию Павла Матвеевича Александрова на его средства был куплен для монастыря доходный дом на Таганке. На средства Александрова, в разное время пожертвованных монастырю (до 300 000 рублей серебром), была вновь отделана теплая Успенская церковь (позднее в ней был устроен придел во имя преподобной Марии Египетской на средства Марии Григорьевны Александровой9), надстроена монастырская колокольня, вокруг монастыря была возведена новая каменная стена, у южной границы монастыря был построен двухэтажный кирпичный корпус для богадельни, благоустроены монастырские пруды.

Воспоминания архимандрита Пимена… С. 136−137, 139.
Пимен Угрешский (в миру Петр Дмитриевич Мясников) (ум. 1880) — архимандрит и многолетний настоятель Николо-Угрешского монастыря, превративший его в один из крупнейших духовных центров Подмосковья. Канонизирован в 2004 г. в лике преподобных.

Литография И. А. Белобородова. Вид Николо-Угрешского общежительного монастыре в 1873 г.

На средства П. М. Александрова была восстановлена и Коже-Озерская пустынь (Архангельская область), в которой была построена каменная церковь. В память о матери, Прасковье Федоровне, Александров воздвиг каменный храм с колокольней на Дорогомиловском кладбище, где она была погребена10.
Там же. С. 117, 136−137, 139, 375.
Павел Матвеевич Александров умер 13 марта 1859 г. Последние три года он жил на Поварской улице в доме гвардии ротмистра Михаила Петровича Демидова. Отпевали Александрова в церкви Ржевской иконы Божией Матери11. Согласно завещанию он был погребен в Николо-Угрешском монастыре «в пустом дубовом гробе» под алтарем церкви во имя святых апостола Матвея и великомученицы Параскевы, построенной на его средства в память родителей12.
Там же. С. 138.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 1 — 1 об.; Воспоминания архимандрита Пимена… С. 256.
По завещанию П. М. Александрова в пользу церкви Космы и Дамиана в Старых Панех было пожертвовано 9 000 рублей серебром: три тысячи рублей «на поминовение души его и сродников», еще три тысячи рублей на служение молебнов в церкви перед «иконою Скорбящей Божией Матери» (Всех скорбящих Радость) каждое воскресенье после обедни и в Богородичные дни, и последние три тысячи рублей на «поддержку и украшение храма»13. Также клиру наличными деньгами было завещано: настоятелю священнику Федору Павловичу Соловьеву — 300 рублей; диакону — 100 рублей; дьячку, пономарю и трапезнику — по 50 р.14

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 2 об. — 3.
Там же. Л. 2.

Фрагмент* завещания мануфактур-советника П. М. Александрова. 1859 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 3).

[в пользу священнослужителей церкви Космы и Дамиана за поминовение души и сродников] три тысячи руб. сер. б) так же в пользу священноцерковнослужителей за служение во Церкви пред иконою Скорбящия Божия Матери каждое воскресенье после обедни, так же и в Богородичные три тысячи руб. сер. и в) на поддержку и украшение храма сего три тысячи руб. сер.
Мария Григорьевна Александрова после смерти мужа, прожив несколько месяцев в доме М. П. Демидова на Поварской, переехала в Замоскворечье, в приход церкви Воскресения в Кадашах. Позже, купив дом племяннику, московскому мещанину Михаилу Матвееву, в приходе церкви Ризоположения на Донской, жила там вплоть до своей смерти 15 апреля 1862 г.15 Погребена 18 апреля 1862 г. рядом с мужем в Николо-Угрешском монастыре16.
Воспоминания архимандрита Пимена… С. 144.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 773. Д. 50. Л. 63 об. — 64; Русский провинциальный некрополь / автор-сост. В. В. Шереметевский. М., 1914. С. 16−17; Воспоминания архимандрита Пимена… С. 144.

1 Материалы для истории Московского купечества / сост. Н. А. Найденов. Т. 4 (сказки 5-й ревизии). М., 1886. С. 839.
2 Материалы для истории Московского купечества / сост. Н. А. Найденов. Т. 6 (сказки 7-й ревизии). М., 1887. С. 30.
3 Материалы для истории Московского купечества / сост. Н. А. Найденов. Т. 7 (сказки 8-й ревизии). М., 1888. С. 24.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 281. Л. 91; Д. 275. Л. 216 об.
5 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыре, что на Угреше. М., 1877. С. 115.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1212. Л. 33 об. — 34; Д. 1255. Л. 109 об.
7 Воспоминания архимандрита Пимена… С. 116.
8 ЦГА Москвы. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 83 об.
9 Воспоминания архимандрита Пимена… С. 136−137, 139.
10 Там же. С. 117, 136−137, 139, 375.
11 Там же. С. 138.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 1 — 1 об.; Воспоминания архимандрита Пимена… С. 256.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 643. Д. 202. Л. 2 об. — 3.
14 Там же. Л. 2.
15 Воспоминания архимандрита Пимена… С. 144.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 773. Д. 50. Л. 63 об. — 64; Русский провинциальный некрополь / автор-сост. В. В. Шереметевский. М., 1914. С. 16−17; Воспоминания архимандрита Пимена… С. 144.