Архимандрит Сергий (Савельев)

Часть 1. Выбор жизненного пути (1899−1929).

Д. Лобанов

Архимандрит Сергий (Савельев). 1950-е гг.

Из книги монахини Серафимы (Л.Н. Савельевой). Воспоминания. Архангельск, 2010.

В 1927—1929 гг. с историей храма Космы и Дамиана в Старых Панех была связана жизнь архимандрита Сергия (Савельева).
Архимандрит Сергий (в миру Василий Петрович Савельев) родился 11 апреля (24 апреля по новому стилю) 1899 г. в Москве в семье отставного фельдфебеля* Петра Никитича Савельева и его жены Екатерины Павловны. Крещен был 12 апреля в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове1.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 83. Л. 231 об. — 232.
Фельдфе́бель (нем. Feldwebel) — воинское звание и должность унтер-офицерского состава в армии России (до 1917 года). Примерно соответствует званию старшины в советских и российских Вооружённых Силах.

Метрика* о рождении архимандрита Сергия (в миру Василия Петровича Савельева). 11 апреля 1899 г. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 83. Л. 231 об. — 232).

11 [апреля 1899 г.] 12 [крещен]. Василий. [Родители] Тамбовской губернии Шацкого уезда Сотницкой волости деревни Татарниковой крестьянин Петр Никитич Савельев и его жена Екатерина Павлова, оба православного вероисповедания, по билету Сотницынской волости Правления от 31 Декабря 1898 года за № 385. Станция Казанской дороги. [Восприемники] Московской губернии Волоколамского уезда Буйгородской волости деревни Валуек крестьянин Николай Ильин Гулин и жена сына надворного советника Анна Васильева Богачева. [Крестил] Приходской священник [церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове] Иаков Остроумов с Псаломщиком Илиею Смирновым.
Отец Василия Петровича происходил из крестьян деревни Татарниковой Сотницынской волости Шацкого уезда Тамбовской губернии. Служил в армии, имел чин фельдфебеля. Родители Василия Савельева были глубоко верующими людьми и веру эту своей жизнью смогли передать сыну. Матери, Екатерине Павловне, он был обязан своей горячей верой и любовью ко Христу, которые сохранил навсегда2.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 3.

Фотография Петра Никитича Савельева из книги монахини Серафимы Савельевой. Воспоминания. Архангельск, 2010.

Петр Никитич Савельев служил управляющим в имении графа Андрея Евграфовича Воронцова-Вельяминова, предводителя дворянства Шацкого уезда Тамбовской губернии, в селе Нижнее Мальцево. Там, в городе Шацке и селе Сасове, прошло детство и юность Василия Петровича Савельева3.
Там же. С. 3.
Умер Петр Никитич Савельев в Москве в 1928 г. и был погребен на Ваганьковском кладбище4. Мать В. П. Савельева Екатерина Павловна умерла еще до переезда в Москву и была погребена в Сасово5.
Там же. С. 13; Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 53.
Там же. С. 44.
После окончания Шацкого реального училища в 1917 г. по настоянию отца Василий Петрович поступает в Технологический институт в Петрограде. Однако, октябрьский переворот 1917 г. и начавшаяся Гражданская война помешали дальнейшей учебе. В 1918 г. Василий устраивается на санитарный поезд, прикрепленный к Восточному фронту. Затем пробует свои силы на на должности инструктора, а потом и заведующего инструкторским отделом Северо-Тамбовского союза кредитных товариществ6.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 23.
Будучи заведующим инструкторского отдела, Василий Петрович был направлен на Высшие кооперативные курсы в Москву, по окончании которых в 1922 году, остался в столице на работе в Центральных кооперативных организациях. В 1922 г. поступил на экономическое отделение Коммерческого института (Института народного хозяйства им. Плеханова)7.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 8; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 23.
Тогда же, в 1922 г., Василий Петрович в Плехановском институте встречает студентку Лидию Николаевну Галкину. Эта встреча стала судьбоносной: в 1924 г. Лидия Николаевна, впоследствии монахиня Серафима, становится его женой8.

Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 7, 9.

Фотография Лидии Николаевны Галкиной из книги монахини Серафимы Савельевой. Воспоминания. Архангельск, 2010.

Плехановский институт вскоре пришлось оставить из-за начавшихся там идеологических чисток среди преподавательского состава9. В. П. Савельев вместе с Лидией Николаевной поступают в институт Слова, основанный философом И. А. Ильиным. 1922 год для института Слова был критическим: были уволены ведущие преподаватели, на «философском» пароходе высланы из страны Н. А. Бердяев и И. А. Ильин. Вскоре, проучившись около двух лет, Савельевы покидают и этот институт10.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 23.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 9.
В 1924 г. группой молодых людей, куда входили и Савельевы, был организован закрытый семинар по изучению русской дореволюционной культуры во главе с преподавателями вуза философами В. Н. Муравьевым и А.К. Горским-Горностаевым. Именно здесь, будущему архимандриту Сергию становится ясно, что «все самобытное, подлинно русское в нашей духовной культуре в той или иной степени связано с религией и имеет истоком Православие»11.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 25−26.
В это время вокруг В. П. Савельева начинает сплачиваться группа молодых людей, близких по духу, чьи поиски истины и идеалов привели их к решению изменить свою жизнь. Не оставляя своих занятий историей и философией, молодые люди начали процесс воцерковления12.

Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 10.

Фотография Василия Петровича Савельева из книги монахини Серафимы Савельевой. Воспоминания. Архангельск, 2010.

В дальнейшем они объединились в православную общину-семью, выбравшую особый духовный путь — общей жизни единой семьей во Христе, где родство определяется не по крови, а по духу. В 1925 г. юноши из образовавшейся общины решили готовиться к активному участию в жизни Церкви и, по согласованию с епископом Варфоломеем (Ремовым), настоятелем Высоко-Петровского монастыря, начали проходить предварительную подготовку, знакомясь с порядком службы и принимая участие в ее совершении. Службы тогда проводились в храме Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря13.
Там же. С. 30.
В октябре 1923 г. епископ Варфоломей собирает в Высоко-Петровском монастыре оказавшихся в Москве насельников Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Здесь воссоздается «зосимовское» богослужение, опытные духовники начинают принимать прихожан14.
Беглов А. Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. Очерки истории. М., 2023. С. 25, 71.
В 1925 г. группа молодых людей с В. П. Савелевым в их числе становится прихожанами Троицкой церкви в Никитниках, где в приделе Грузинской иконы Божией Матери, расположенном в подклете храма, настоятель протоиерей Сергий Иванович Голощапов стремился восстановить традиции строго уставной службы. Приход этот был особенный. Свечного ящика не было, свечи раздавали бесплатно в установленные моменты богослужения. Службы совершались истово по уставу, поэтому были довольно длинными. Полуподвальное помещение, напоминавшее древние катакомбы, свет свечей, продолжительные богослужения вызывали у прихожан мысли о первых веках христианства15.
Беглов А. Преподномученик Феодор (Богоявленский). М., 2023. С. 9−10.
16 (29) июля 1927 г. митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), замещавший тогда Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), обратился с посланием к верующим, в котором признал ошибки, происшедшие от вмешательства церковной иерархии и верующих в политическую жизнь народа, и призвал церковь молиться о благоденствии советской власти. Часть церковного общества осудила митрополита Сергия и откололась от него. В числе его непримиримых противников оказался и протоиерей Сергий Голощапов. Приход храма Грузинской иконы Божией Матери разделился. Группа молодежи во главе с регентом В. П. Савельевым осталась верной митрополиту. В своих воспоминаниях архимандрит Сергий (Савельев) писал: «Мы чтили крест, который он принял на себя по долгу своего первосвятительства, и благодарили Бога, что в лице митрополита Серия церковь обрела мудрого архипастыря, который вывел нас, верующих, на единственно правильный путь в наших отношениях с гражданской властью»16.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 54−55; Богоявленская О. Воспоминания о брате (Олег Павлович Богоявленский — Иеромонах Феодор) // Альфа и Омега. № 1 (27). 2001. С. 264−265.
В августе 1927 г. члены общины В. П. Савельева ходили в храм Ржевской иконы Божией Матери на Арбате, но потом, взяв благословение у архиепископа Звенигородского Филиппа (Гумилевского), управлявшего тогда Московской епархией, стали искать храм, в котором могли бы обосноваться, не нарушая жизни его прихода17. После тщательных поисков был выбран храм Космы и Дамиана в Старых Панех.

Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 47.

Храма Космы и Дамиана после реставрации. 1927 г.

К этому времени храм Космы и Дамиана претерпел реконструкцию, количество прихожан в последние годы заметно уменьшилось. В ходе строительства здания «Промбанка» были снесены колокольня и трапезная. После реставрации, проведенной под руководством архитектора Д. П. Сухова, храм увенчался двумя шатровыми белыми главами, была восстановлена древняя форма порталов и наличников. В храме продолжал служить его настоятель протоиерей Петр Иванович Архангельский с диаконом Владимиром Сергеевичем Казанским. Была в храме и маленькая, согнутая вдвое, старушка-просфорница Надежда Васильевна Шумова, вдова псаломщика церкви Федоровской иконы Божией Материи села Ворсино Подольского уезда18.
ЦГА Москвы. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 107. Л. 48 об.; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 57.
Как вспоминал архимандрит Сергий (Савельев): «Протоиерей Архангельский принял нас приветливо, но с некоторым удивлением. Он уже привык к угасшей жизни храма, и ему не верилось, что такие юные, какими мы были, пришли в храм с серьезным намерением трудиться»19.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 57.

Фотография протоиерея Петра Ивановича Архангельского из книги М. В. Введенской. Другая Маргарита: неизвестная любовь Михаила Булгакова. Ярославль, 2010.

Духовным руководителем молодых людей, объединившихся в общину, стал монах закрытой осенью 1927 г. пустыни Святого Духа Параклита (греч. Παράκλητος - утешитель) Троице-Сергиевой лавры Варнава (Гоголев) (1862−1933).

Фотография иеромонаха Варнавы (Гоголева).

Из книги монахини Серафимы (Л.Н. Савельевой). Воспоминания. Архангельск, 2010.

Перед самым закрытием пустыни, В. П. Савельев перевез монаха Варнаву в Москву. Весной 1929 г. архиепископ Филипп (Гумилевский) благословил отца Варнаву на принятие сана. В сан иеродиакона отца Варнаву посвящал архиепископ Филипп в храме Космы и Дамиана. В этот день весь храм, все иконы были украшены цветами белой сирени. В сан иеромонаха иеродиакон Варнава был рукоположен в Богоявленском соборе в Дорогомилово, который до разрушения в 1938 г. был кафедральным собором Русской православной церкви20.
Архимандрит Сергий. Указ. соч. С. 58 — 59. Серафима. Указ. соч. С. 50.
22 января 1929 г. в день своего ангела архиепископ Филипп посвятил В. П. Савельева в стихарь* в храме Космы и Дамиана21.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 49.
Стихарь — богослужебное облачение (одежда) церковно- и священнослужителей.
В ночь на 29 октября 1929 г. иеромонах Варнава был арестован вместе с В. П. Савельевым на его квартире, где в это время проживал22. Вместе с ними были арестованы другие члены общины — сестра В. П. Савельева Евдокия Петровна (Душенька), Юрий Александров, Наталья Ивановна Сорокина23. Обвинение В. П. Савельева и других членов общины состояло в проведении «конспиративных собраний» и антисоветской деятельности24. Этот арест вывел жизнь общины на новый духовный уровень, объединив ее членов так крепко, как не объединяют самые близкие родственные узы.
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917−1956. Биографический справочник. Кн. 3 (В). М., 2017. С. 50.
Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 56.
Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 77, 80.

1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 776. Д. 83. Л. 231 об. — 232.
2 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 3.
3 Там же. С. 3.
4 Там же. С. 13; Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Воспоминания / сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. С. 53.
5 Там же. С. 44.
6 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 23.
7 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 8; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 23.
8 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 7, 9.
9 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 23.
10 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 9.
11 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 25−26.
12 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 10.
13 Там же. С. 30.
14 Беглов А. Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. Очерки истории. М., 2023. С. 25, 71.
15 Беглов А. Преподномученик Феодор (Богоявленский). М., 2023. С. 9−10.
16 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 54−55; Богоявленская О. Воспоминания о брате (Олег Павлович Богоявленский — Иеромонах Феодор) // Альфа и Омега. № 1 (27). 2001. С. 264−265.
17 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 47.
18 ЦГА Москвы. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 107. Л. 48 об.; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 57.
19 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 57.
20 Архимандрит Сергий. Указ. соч. С. 58 — 59. Серафима. Указ. соч. С. 50.
21 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 49.
22 За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917−1956. Биографический справочник. Кн. 3 (В). М., 2017. С. 50.
23 Серафима (Савельева Л.Н.), монахиня. Указ. соч. С. 56.
24 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 77, 80.