Протоиерей Иоанн Дмитриевич Платонов-Шумилин
Д. Лобанов
Протоиерей Иоанн Дмитриевич Платонов-Шумилин (1773–1831) был благочинным Китайского сорока в 1807–1831 гг., в его благочиние входила церковь свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. Это был период, когда Москва пережила нашествие французов в годы Отечественной войны 1812 г.: пожар, разорение и восстановление.
Протоиерей Иоанн родился в 1773 г. в семье Дмитрия Алексеевича Шумилина, священника Успенского храма в селе Боровенск Мосальского уезда Калужской губернии1. Возможно, фамилия Шумилины свидетельствовала о нерядовых вокальных данных ее представителей. Так, священник Федор Иванович Шумилин, двоюродный дядя протоиерея Иоанна и отец архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама (Шумилина), обладал басом и был регентом архиерейского хора на Крутицком подворье, а архиепископ Авраам имел красивый голос – теноробас* – и также владел регентским искусством2.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 30. Л. 41 об. – 42.
Берхина Т.Г. «…Яко мужа отлично воздержанного, благоговейного и просвещенного». Штрихи к портрету архиепископа Авраама (Шумилина) // Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 1 – 3 февраля 2023 г. Т. VIII. М., 2023. С. 187.
Высокий бас, баритон
8 января 1790 г. Иван Дмитриевич поступил в Троицкую лаврскую семинарию. В тетради записи учеников, принимаемых в семинарию, он значится как певчий, что может свидетельствовать о том, что уже при поступлении в семинарию он был певчим архиерейского хора митрополита Московского Платона (Левшина). В семинарию отец Иоанн поступил по личной резолюции митрополита Платона3.
ОР РГБ. Ф. 757. К. 54. Д. 15. Л. 2.

Записная* тетрадь учеников, принимаемых в Троицкую лаврскую семинарию.

1790. ОР РГБ. Ф. 757. К. 54. Д. 15. Л. 2.

По резолюции Его Высокопреосвященства принят в семинарию певчий Иван Дмитриев Шумилин, Мосальского уезда, села Борсовенского, священника сын. 16 [лет].
В семинарии Иван Шумилин обучался «на коште»* митрополита Платона и, как все «платоники*», получил вторую фамилию – Платонов. На протяжении девяти лет он состоял «Лаврского певческого хора и всей Семинарии учителем нотного пения»4.

Коштовать (кошт — иждивение, содержание; вообще, расход, издержка) — содержать, нести расходы.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 20 об.
Платоники – студенты духовных школ, стипендиаты митрополита Платона (Левшина). Стипендия была учреждена в 1789 г. для воспитанников Троицкой лаврской семинарии и Славяно-греко-российской академии.
По окончании обучения Иван Дмитриевич преподавал в той же семинарии в 1797–1800 гг. французский язык, а также «отправлял канцелярские дела при преосвященном Платоне».
10 октября 1800 г. Ивана Шумилина рукоположили в диакона в Спасо-Вифанском училищном монастыре, в священника – 6 декабря того же года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 25 марта 1801 г. о. Иоанна был возведен в сан протоиерея митрополитом Платоном в Спасо-Вифанском монастыре и назначен священником в дворцовый Сретенский собор в Кремле. Однако в 1801 г. Сретенский собор был разобран, и протоиерей Иоанн был переведен в Спасский собор на Бору в июне 1801 г. Тогда же отец Иоанн стал регентом и надзирателем архиерейского Чудовского хора (до мая 1813 г.)5.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 20 об;
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 1. М., 1870. С. 101, 188;
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1870. С. 250–251.
В 1802 г. протоиерей Иоанн Шумилин служил уже в Казанском соборе на Красной площади. Женой о. Иоанна была племянница митрополита Платона Анна Алексеевна Левшина (1785–1865) – дочь протоиерея Верхоспасской придворной церкви в Кремлевском дворце Алексея Георгиевича Левшина (ум. 1796). Жили Шумилины тогда в доме митрополита Платона на Троицком подворье6.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 757. Л. 476.

Фрагмент* исповедной ведомости Троицкой церкви.

1802 г. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 757. Л. 476.

26. Живущие в доме Его Высокопреосвященства на Троицком подворье:

Казанского собора протоиерей Иван Дмитриев Платонов 28 [лет]

Жена его Анна Алексеева 18 [лет]

8 января 1807 г. протоиерей Иоанн Платонов-Шумилин стал одним из благочинных Китайского сорока*. В 1811 г. церкви Китайского сорока были разделены на 2 благочиния, в благочиние о. Иоанна вошла церковь свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. Тогда же он был назначен цензором проповедей ученых священников и диаконов, «в ведомстве его состоящих»7.
Соро́к — церковно-административная единица в Москве XVI — начала XX веков: группа церквей, находившихся в непосредственной близости друг от друга. В нынешней Москве сорока́ не существуют, их заменили благочиния.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 20 об.
В 1809 г. о. Иоанн стал членом Московской Духовной Консистории* (в июне 1828 г. уволен по состоянию здоровья), был он и членом Конференции Московской Духовной Академии. 3 сентября 1808 г. митрополит Платон (Левшин) передал отцу Иоанну исключительное право на переиздание своих уже опубликованных в печати сочинений. Их дальнейшее издание возможно было только с согласия протоиерея Иоанна. В 1811 г. протоиерей Иоанн был переведен из Казанского собора в собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного)8.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 20 об.;
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 1. М., 1870. С. 10, 51, 219.
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.

Джакомо Кваренги. Покровский собор и Спасская башня Кремля.

1797 г. Государственный Эрмитаж.

2 (14 по н. ст.) сентября 1812 г. войска императора Франции Наполеона I вошли в Москву. На следующий день, 3 сентября, Наполеон в сопровождении Молодой гвардии* въехал в Кремль. Вечером 2 сентября в одном из зданий на Биржевой площади начался пожар, а к ночи следующего дня огонь перешел на Старый Гостиный двор. 4 сентября Ильинка была объята пламенем.
Молодая гвардия (фр. Jeune Garde) – одна из трёх частей Императорской гвардии Наполеона (наряду со Старой гвардией и Средней гвардией).
Нашествие французских войск и пожар Москвы стали тяжелым испытанием для всех клириков Китайского сорока. Многие храмы сгорели в первые дни нашествия. Пропал без вести, а скорее всего, погиб в пожаре 1812 г. священник церкви Благовещения Пресвятой Богородицы у Москворецких ворот Дмитрий Ермолаевич Платонов (его церковь входила в благочиние протоиерея И.Д. Платонова-Шумилина), двоюродный брат священника Иоанна Семеновича Пахорского9, настоятеля церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. Сам о. Иоанн Пахорский выехал из Москвы в последний момент, в день вступления наполеоновских войск в Москву. Как он писал позже, «не быв предварен ни от духовного, ни от светского начальства о угрожавшей опасности»10. Все его имущество погибло в пожаре 1812 г.11.
ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 186 об. – 187.
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. Приложение. С. 11–12.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 об.

И.К. Олендорф. Пожар Москвы в 1812 году.

Исторический музей (Берлин).

Храм свв. Космы и Дамиана уцелел, но недавно построенная новая колокольня обгорела. Отцом Иоанном Пахорским были спасены серебряные ризы с икон, лучшие сосуды и облачения, кадила. С согласия церковного старосты – московского купца И.М. Шорина – они были зарыты в земле недалеко от церкви. Но оставшаяся в комодах часть утвари и облачений была расхищена12. Антиминс уцелел только на престоле придела свт. Иоанна Златоуста, антиминсы на других престолах – придела свв. Космы и Дамиана и придела Успения Пресвятой Богородицы – были утрачены. Иконостасы сохранились в целости. Стропила «на трапезных» во всех приделах сгорели (восстановлены позднее церковным старостой И.М. Шориным)13.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1 об.
Из церквей, входивших в благочиние протоиерея И.Д. Платонова-Шумилина, более всего пострадал Покровский собор. Сгорели все крыши, в т.ч. на колокольне. В алтаре образовалась трещина. Иконостасы, не вывезенная до нашествия утварь и ризница были осквернены и разграблены. Богослужения возобновились в приделе Василия Блаженного после его освящения епископом Дмитровским Августином (Виноградским), викарием Московской епархии, только 1 декабря 1812 г. В 1815 г. «за устройство нижнего храма Василия Блаженного, после разорения неприятелем», протоиерею Иоанну Платонову-Шумилину была объявлена благодарность14.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 21 об.
Скворцов Н.А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 9.
15 декабря 1812 г. протоиерей Иоанн Платонов-Шумилин освятил в церкви Космы и Дамиана в Старых Панех придел свв. Космы и Дамиана15, а 16 августа 1813 г. – придел Успения Богородицы16.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 5.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.

Рапорт* благочинного Китайского сорока протоиерея Иоанна Платонова-Шумилина.

16 августа 1813 г. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.

Получен 23 августа 1813 г.

Святейшего правительствующего Синода

Конторы Члену, Преосвященнейшему Августину,

Епископу Дмитровскому, Святого Александра

Невского и святыя Анны Кавалеру

Покровского Собора Протоиерея и

Благочинного Иоанна Платонова

Покорнейший Репорт

По воспоследовавшим от вашего Преосвященства резолюциям, при сем прилагаемых два храма во имя Успения Божией Матери, мною освящены. Первый у Большого Креста 15-го Августа, а второй у Космы и Дамиана 16-го тогож месяца. О чем Вашему Преосвященству покорнейше репорт Благочинный Протоиерей Иоанн Платонов.
Протоиерей Иоанн получил за время своей службы знаки отличия: палицу и бронзовый крест (палица была дана 25 декабря 1810 г. митрополитом Платоном «при священнослужении в Вифанской Сошествия Святого Духа домовой церкви»), камилавку (8 июля 1814 г.), наперсный крест (9 января 1818 г.) и орден св. Анны 3-й степени (награжден 24 июля 1820 г.)17.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 21 об;
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. С. 120, 188.
22 ноября 1823 г. протоиерей Иоанн был определен попечителем о бедных духовного звания18. В 1824 г. архиепископ Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) поручил отцу Иоанну как благочинному организовать комитет (совместно с священником церкви Троицы Живоначальной в Полях Василием Ивановичем Платоновым и священником церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» Ильей Андреевым) для «приведения в ясность» отчетных документов о церковном доме церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех19.
ЦГА Москвы. Ф  203. Оп. 744. Д. 7777. Л. 21 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 1.
В 1828 г. о. Иоанн по нездоровью просил освободить его от должности благочинного, но митрополит Филарет отклонил его прошение, но разрешил подобрать себе помощника.
Протоиерей И.Д. Платонов-Шумилин скончался 20 марта 1831 г. и был погребен в некрополе Новодевичьего монастыря20. Вдова о. Иоанна Анна Алексеевна после смерти мужа продолжала жить в собственном доме в приходе церкви Троицы Живоначальной в Троицкой слободе. Анна Алексеевна умерла 2 января 1856 г., и была погребена на Пятницком кладбище21.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 290. Л. 836.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 748. Д. 192. Л. 121 об. – 122; Оп. 746. Д. 905. Л. 238;
Ильинка сквозь века. Благочинные Китайского сорока // Сост. Т.Г. Берхина. М., 2022. C. 31.

Метрика* о смерти протоиерея И.Д. Платонова-Шумилина.

20 марта 1831 г. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 290. Л. 836.

20 [марта 1831 г.] Умре по христианской должности прихожанин Покровского Собора на Рву протоиерей Иоанн Димитриев Платонов-Шумилин и св. Анны 3-й степени Кавалер. 58 [лет]. Нервической горячкою. [Исповедан] приходским священником. [Погребен] в Новодевичьем монастыре.
С храмом свв. Космы и Дамиана в Старых Панех И.Д. Платонов-Шумилин связан ещё и родственными узами. Внучка старшего сына о. Иоанна Анна Павловна Клирикова (1864–1941), урожденная Поспелова, стала женой настоятеля храма протоиерея Александра Васильевича Клирикова.

Протоиерей Александр Васильевич Клириков и женой Анной Павловной. 1910-е гг.

Дети протоиерея И.Д. Платонова-Шумилина:
Петр Иванович Шумилин, р. 1 февраля 1804 – ум. 28 октября 1871. Крестным отцом его был митрополит Грузинский Иона (Васильевский)22. Окончил Московскую духовную семинарию. Диакон церкви Иоанна Предтечи на Лубянке с 1829 г. Священник Казанского собора на Красной площади, в конце жизни – настоятель церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище. Жена – Евдокия Алексеевна Добронравова, дочь священника Троицкой церкви села Ознобишина Подольского уезда Алексея Михайловича Добронравова23.
Павел Иванович Шумилин, р. 22 января 1805. Окончил Московский государственный университет. Титулярный советник. Служил в Московской дворцовой конторе. Жена – Мария Никитична Лебедева, р. 1819, дочь коллежского секретаря Никиты Андреевича Лебедева24.
Екатерина Ивановна Киселева, р. 31 мая 180725. Муж – штаб-лекарь Иван Дмитриевич Киселев26.
Наталия Ивановна Шумилина, р. 27 мая 1808 – ум. 10 августа 1808. Погребена в Новодевичьем монастыре27.
Дмитрий Иванович Шумилин, р. 27 мая 180928. Учился в Московском государственном университете29.
Елизавета Ивановна Воинова, р. 1 августа 181130. Муж – диакон Покровского собора (Василия Блаженного) Александр Данилович Воинов, р. 180231.
Вера Ивановна Шумилина, р. 30 августа 181332.
Любовь Ивановна Сахарова, р. 9 января 181533. Муж – титулярный советник Алексей Алексеевич Сахаров34.
Алексей Иванович Шумилин, р. 22 февраля 1817. Его крестным отцом был архимандрит Богоявленского монастыря Авраам (Шумилин). Умер в младенчестве35.
Сергей Иванович Шумилин, р. 5 июля 181836.
Анна Ивановна Шумилина, р. 5 июля 181837.
Надежда Ивановна Шумилина, р. 14 июля 1821 – ум. 17 июля 1822. Погребена на Лазаревском кладбище38.
Софья Ивановна Вечеркова, р. 182239. Муж – коллежский секретарь Михаил Васильевич Вечерков40.
22 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1044. Л. 23 об.; Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 132 об. – 133.
23 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 278. Л. 913 об. – 914.
24 Там же. Л. 46 – 46 об.; ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д.719. Л. 149 об. – 150.
25 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1044. Л. 102 – 102 об.
26 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 110 об. – 111.
27 Там же. Л. 119, 124 об.
28 Там же. Л. 142.
29 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 110 об. – 111.
30 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 14.
31 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 113 об. – 114.
32 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 50 об.
33 Там же. Л. 69.
34 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 418. Л. 759 об.
35 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 101 об.
36 Там же. Л. 117 – 117 об.; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 931. Л. 13 об.
37 Там же. Л. 13 об.
38 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 169 об., 184 об.
39 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 110 об. – 111.
40 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 485. Л. 995 об. – 996.

1 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 30. Л. 41 об. – 42.
2 Берхина Т.Г. «…Яко мужа отлично воздержанного, благоговейного и просвещенного». Штрихи к портрету архиепископа Авраама (Шумилина) // Златоустовские чтения. Сборник докладов научно-практической конференции 1 – 3 февраля 2023 г. Т. VIII. М., 2023. С. 187.
3 ОР РГБ. Ф. 757. К. 54. Д. 15. Л. 2.
4 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 20 об.
5 Там же. Л. 20 об; Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 1. М., 1870. С. 101, 188; Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1870. С. 250–251.
6 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 757. Л. 476.
7 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 20 об.
8 Там же. Л. 20 об.; Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 1. М., 1870. С. 10, 51, 219.
9 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 148. Л. 186 об. – 187.
10 Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. Приложение. С. 11–12.
11 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 об.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1 об.
13 Там же. Л. 1, 1 об.
14 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 21 об. Скворцов Н.А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 9.
15 Там же. Л. 5.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 7777. Л. 21 об; Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. С. 120, 188.
18 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 7777. Л. 21 об.
19 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 1.
20 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 290. Л. 836.
21 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 748. Д. 192. Л. 121 об. – 122; Оп. 746. Д. 905. Л. 238; Ильинка сквозь века. Благочинные Китайского сорока // Сост. Т.Г. Берхина. М., 2022. C. 31.
22 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1044. Л. 23 об.; Ф. 203. Оп. 776. Д. 324. Л. 132 об. – 133.
23 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 278. Л. 913 об. – 914.
24 Там же. Л. 46 – 46 об.; ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д.719. Л. 149 об. – 150.
25 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1044. Л. 102 – 102 об.
26 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 110 об. – 111.
27 Там же. Л. 119, 124 об.
28 Там же. Л. 142.
29 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 110 об. – 111.
30 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 14.
31 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 113 об. – 114.
32 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 50 об.
33 Там же. Л. 69.
34 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 418. Л. 759 об.
35 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 101 об.
36 Там же. Л. 117 – 117 об.; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 931. Л. 13 об.
37 Там же. Л. 13 об.
38 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 1045. Л. 169 об., 184 об.
39 ЦГА Москвы. Ф. 51. Оп. 8. Д. 287. Л. 110 об. – 111.
40 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 485. Л. 995 об. – 996.