Сорокины
Д. Лобанов
С историей храма Космы и Дамиана в Старых Панех в 1927—1929 гг. были связаны две сестры — Ирина Ивановна (в монашестве Надежда) и Наталья Ивановна Сорокины, члены духовной общины-семьи архимандрита Сергия (Савельева).

Ирина и Наташа Сорокины. Фотография из книги —

Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998.

Сорокины были родом из города Ливны Орловской губернии. В последней четверти XIX в. здесь жил и вел торговлю купец Иван Степанович Сорокин, гласный* Ливенской городской думы, родной дед Ирины Ивановны и Натальи Ивановны Сорокиных1. Иван Степанович был церковным старостой Троицкого собора в Ливнах, любил богомолье, ездил с семьей к мощам святителя Тихона Задонского. Двое сыновей Ивана Степановича стали монахами. Один из них ходил в Китай проповедником от Афона по благословению своего духовного отца2.

Орловская памятная книжка на 1890 г. Орел., 1890. С. 161.
Сорокина Н. Т. Воспоминания об отце // Золотая палитра. № 1 (14). 2016. С. 79.
Гласные — члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России.

Н.Т. Сорокина. Портрет отца (Т.И. Сорокина). Частное собрание.

Дядей сестер Сорокиных был Тихон Иванович Сорокин (1879−1959) — известный искусствовед, писатель, много сделавший для сохранения древнерусского искусства, спасший от уничтожения иконы Андрея Рублева из Звенигородского деисусного чина3.
Там же. С. 78; Тихон Иванович Сорокин — человек, спасший иконы Рублёва // Золотая палитра. № 1 (14). 2016. С. 86.
Отцом Ирины и Надежды Сорокиных был Иван Иванович Сорокин. После службы в армии на юге России он познакомился с Михаилом Васильевичем Фрунзе (известный российский революционер), в начале XX в. скрывавшимся от полиции и имевшим паспорт домашнего учителя. Иван Иванович привез его в Ливны, познакомил со своей семьей — мамой Елизаветой Николаевной, братом Тихоном Ивановичем. В дальнейшем, Михаил Васильевич станет крестным Натальи Ивановны Сорокиной4. Женой Ивана Ивановича Сорокина стала Анна Васильевна Черномашенцева, дочь елецкого купца, гласного Елецкой государственной думы, Василия Михайловича Черномашенцева5.
Сорокина Н. Т. Указ. соч. С. 80.
Орловская памятная книжка на 1895 г. Орел., 1895. С. 148.
В начале XX в. семья Ивана Ивановича и Анны Васильевны Сорокиных переезжает жить в Москву. Здесь у них рождаются дочери — Ирина в 1904 г. и Наталья — 23 августа 1905 г. Тогда, в 1905 г., семья Сорокиных жила в приходе церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. Крестными Натальи Сорокиной стали уже упоминавшийся Михаил Васильевич Фрунзе, в то время студент 2 курса Санкт-Петербургского Политехнического института, и родная тетя Натальи — Прасковья Васильевна Черномашенцева6.

ЦГА Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 238. Л. 175 об. — 176.

Метрика* о рождении Н. И. Сорокиной. 23 августа 1905 г. (ЦГА Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 238. Л. 175 об. — 176).

23 августа [1905 г.] 2 [сентября крещена]. Наталия. Орловской губернии Ливенский мещанин Иван Иванов Сорокин и законная жена его Анна Васильева, оба православного вероисповедания. В доме Ефимова. Паспортная книжка на 5 лет от 8 июня 1905 года № 979. [Крестные] С-Петербургского Политехнического Института студент 2 курса Михаил Васильевич Фрунзэ и Орловской губернии Елецкая купеческая дочь девица Параскева Васильева Черномашенкова.
Сестры Сорокины учились в одной из лучших московских женских гимназий — частной Алферовской гимназии в Хамовниках, основанной супругами А.С. и А. Д. Алферовыми (в 1919 г. она была преобразована в школу № 75)7.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 14.

Алферовская женская гимназия. 1910−1911 гг. Альбом интерьеров Алфёровской гимназии, Москва, 1911 г.

Ирина Ивановна готовилась стать кинорежиссером, но работа в закрытом семинаре по изучению русской культуры, организованном философами В. Н. Муравьевым и А.К. Горским-Горностаевым, где она участвовала с самого его начала в 1924 г., изменила ее намерения. На семинаре Ирина Сорокина познакомилась с членами будущей общины-семьи, объединившимися вокруг Василия Петровича Савельева, в будущем архимандрита Сергия. Ирина Ивановна отказалась от карьеры в мире кино и посвятила себя духовному поприщу, став активным членом общины. Наталья Ивановна Сорокина тоже участвовала в семинаре. Готовилась поступать в ВХУТЕМАС* (во время поездки в Саров летом 1926 г. сидела с учебниками перед экзаменами), но, как и сестра, оставила намерение посвятить себя искусству, став активным членом духовной семьи8.

Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / [вступ. Ст. Ю.А. Гусаровой]; сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. Монахиня Серафима. С. 26−27, 37.
ВХУТЕМАС — Высшие Художественно-технические Мастерские. Основаны в 1918 г. в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского военно-промышленного училища.

Наталья Сорокина. Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010.

Когда осенью 1927 г. община перешла в храм Космы и Дамиана в Старых Панех, выяснилось, что при храме имеется много духовной литературы, «в основном журналы за ряд лет прошлого столетия, где было множество творений святых отцов»9. Члены общины сохранили эти журналы. Сначала их «на санках» перевезли в квартиру Сорокиных на Арбате, потом они, уложенные в семь старых сундуков, путешествовали по разным местам, пока не оказались в Фирсановке, где были переплетены в целые книги10.

Там же. С. 48.
Там же. С. 48−49.

Храм Космы и Дамиана в Старых Панех. 1926 г. Альбом А. А. Губарева «Москва. Китай-город». ГИМ.

Ирина Ивановна Сорокина пела на клиросе в храме Космы и Дамиана. Наталья Ивановна Сорокина и сестра Василия Петровича Савельева Евдокия Петровна (Душенька) стали самыми активными участниками в деле уборки храма: чистили, мыли, белили… Евдокия Петровна позже вспоминала, «как они с Наташей с ведрами и щетками шли рано утром по Красной площади к своему храму»11. Их активность не могла быть не замечена…
Корнеева Р.В., Шахова Л. И., Быковская А. Т. «Драгоценная Душенька» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Т. III. М., 2002. С. 272.
В ночь на 29 октября 1929 г. Наталья Ивановна Сорокина была арестована вместе с другими членами общины — духовником иеромонахом Варнавой (Гоголевым), Василием Петровичем Савельевым, его сестрой Евдокией Петровной (Душенькой) и Юрием Александровым12. Н. И. Сорокина была выслана из Москвы с запретом жить в крупных городах13.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 56; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 14.
Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 14.
Перед закрытием храма Космы и Дамиана Ирина Ивановна Сорокина с Лидией Петровной Савельевой, впоследствии монахиней Серафимой, по указанию архиепископа Филиппа (Гумилевского) взяли в алтаре придела Космы и Дамиана с престола крест с частицами мощей святых бессребреников Космы и Дамиана, пожертвованный в храм во второй четверти XIX в. В 2002 г. прихожане храма Космы и Дамиана, узнав из книги «Далекий путь» о судьбе креста, разыскали общину отца Сергия в Фирсановке. Крест с мощами, сохраненный членами общины, был возвращен в храм Космы и Дамиана в Старых Панех14.

ЦГА Москвы. ОХД после 1917 г. Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 75; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 62.

Крест-мощевик с частицами мощей св. Космы и Дамиана. Вторая четверть XIX в. (фотография 2022 г.)

После того, как был закрыт храм Космы и Дамиана, Лидия Николаевна Савельева с Ириной Ивановной Сорокиной ходили на службы в храм Бориса и Глеба у Арбатских ворот, но храм этот был вскоре снесен15.

Там же. С. 62; Сорок сороков. Краткая иллюстрированная энциклопедия всех московских храмов. Т. 2. Москва в границах Садового кольца / авт. — сост. П. Г. Паламарчук. М., 2004. С. 249. Сорок сороков.

Ирина Сорокина. Фотография из книги —

Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998.

Наталья Ивановна уехала в Ярославль, где устроилась на работу в реставрационные мастерские. 21 сентября 1930 г. Наталья Ивановна Сорокина была второй раз арестована. Во время ареста у нее были найдены письма Василия Петровича Савельева. Еще до ареста Наталью Сорокину вызывали в ГПУ в связи с тем, что она ходит в церковь, занимается «агитацией» и дружит с фабричной молодежью. 8 февраля 1931 г. она была осуждена по статьям 58−10 («антисоветская агитация и пропаганда») и 58−11 («организационная контрреволюционная деятельность») УК РСФСР на 3 года ссылки в Северный край. В Архангельске Наталье Ивановне предложили сотрудничество с органами ОГПУ в обмен на жилье и работу. Она отказалась, после чего была отправлена по этапу в поселок Пинег Архангельской области. По дороге в Холмогорах виделась с иеромонахом Варнавой (Гоголевым), духовником общины. Это была их последняя встреча. В поселке Пинег Наталья Сорокина была определена на работу в портняжную мастерскую16.

ГКУ ЯО ГАЯО. Уголовное дело С-11 861; С. 140, 162. Архимандрит Сергий. С. 68. Монахиня Серафима.

Наталья Ивановна Сорокина. 1930-е гг. Фотография из книги —

Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998.

29 мая 1931 г. умерла Анна Васильевна Сорокина. Не задолго до смерти она собиралась навестить в ссылке дочь Наталью, но не успела. Отпевали Анну Васильевну за ранней литургией на Троицу. Погребена она была на Ваганьковском кладбище там же, где ранее были похоронены — Петр Никитич Савельев, Воля (Валентин Николаевич Галкин) и Ольга Петровна Богоявленская, мать Олега (преподобномученика иеромонаха Феодора) и Ольги Богоявленских17.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 174; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 80−81.

Анна Васильевна Сорокина. Фотография из книги —

Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998.

В ноябре 1933 г. Ирина Ивановна Сорокина приняла тайное монашество, получив при постриге имя в честь мученицы Надежды от епископа Леонида (Антощенко), после смерти иеромонаха Варнавы (Гоголева) ставшего духовным наставником для всех членов семьи-общины. Постриг был совершен в поселке Сенгилей (около Ульяновска), где тогда был в ссылке епископ Леонид18.

Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 301.

Ирина Сорокина (монахиня Надежда). Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010.

После окончания срока ссылки Наталья Ивановна жила сначала в Архангельске, потом вместе с сестрой (монахиней Надеждой), Евдокией Савельевой (монахиней Евфросиньей), сестрой отца Сергия, и Юрием Александровым в Егорьевске. В середине 1930-х гг. Наталья Сорокина вместе с отцом Сергием (Савельевым) работала на строительстве канала Москва-Волга. Жила в Дмитрове, Ульяновске (Симбирске), с 1939 г. — в Рязани19.
Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998. С. 218, 232.
В конце Великой Отечественной войны, летом 1944 г., «обживать» предоставленный перед войной дом в поселке Фирсановка под Москвой (в военное время там располагалась конюшня), первыми из Рязани отправились монахиня Серафима (Савельева) и монахиня Надежда (Сорокина). К 1946 г. здесь собрались все родные, вся духовная семья20.

Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 16, 170, 173.

Монахиня Надежда (Сорокина). Фотография из книги — Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010.

В 1960—1970-е гг. сестры Сорокины жили отдельно, но не прерывая связи с духовной общиной. В 1972 г. у монахини Надежды случился инсульт с параличем, который сделал ее неподвижной. Наталья Ивановна ухаживала за сестрой21. Скончалась Наталья Ивановна Сорокина в 1987 г. Монахиня Надежда пережила ее на год, умерла в Фирсановке в 1988 г. Погребены сестры были на Введенском (Немецком) кладбище22.
Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998. С. 264.
Архимандрит Сергий (Савельев). Указ. соч. С. 14.

1 Орловская памятная книжка на 1890 г. Орел., 1890. С. 161.
2 Сорокина Н. Т. Воспоминания об отце // Золотая палитра. № 1 (14). 2016. С. 79.
3 Там же. С. 78; Тихон Иванович Сорокин — человек, спасший иконы Рублёва // Золотая палитра. № 1 (14). 2016. С. 86.
4 Сорокина Н. Т. Указ. соч. С. 80.
5 Орловская памятная книжка на 1895 г. Орел., 1895. С. 148.
6 ЦГА Москвы. Ф. 2124. Оп. 2. Д. 238. Л. 175 об. — 176.
7 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Далекий путь. М., 2010. С. 14.
8 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Воспоминания / [вступ. Ст. Ю.А. Гусаровой]; сост. А. Т. Быковская, Ю. А. Гусарова, Р. В. Корнеева, Л. И. Шахова, К. Д. Ширяева. Архангельск, 2010. Монахиня Серафима. С. 26−27, 37.
9 Там же. С. 48.
10 Там же. С. 48−49.
11 Корнеева Р. В., Шахова Л. И., Быковская А. Т. «Драгоценная Душенька» // Архимандрит Сергий (Савельев). Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли… Проповеди. Т. III. М., 2002. С. 272.
12 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 56; Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 14.
13 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 14.
14 ЦГА Москвы. ОХД после 1917 г. Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 75; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 62.
15 Там же. С. 62; Сорок сороков. Краткая иллюстрированная энциклопедия всех московских храмов. Т. 2. Москва в границах Садового кольца / авт. — сост. П. Г. Паламарчук. М., 2004. С. 249. Сорок сороков.
16 ГКУ ЯО ГАЯО. Уголовное дело С-11 861; С. 140, 162. Архимандрит Сергий. С. 68. Монахиня Серафима.
17 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 174; Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 80−81.
18 Архимандрит Сергий (Савельев В.П.). Указ. соч. С. 301.
19 Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998. С. 218, 232.
20 Монахиня Серафима (Л.Н. Савельева). Указ. соч. С. 16, 170, 173.
21 Архимандрит Сергий (Савельев). Далекий путь. История одной христианской общины. М., 1998. С. 264.
22 Архимандрит Сергий (Савельев). Указ. соч. С. 14.