История клира церкви Космы и Дамиана в Старых Панех в XVIII в.
Д. Лобанов
В самом начале XVIII в. клир* церкви Космы и Дамиана в Старых Панех состоял из священника Алексея Галактионова, диакона* Андрея Иванова и дьячка* Иоанна1.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
Диакон [дьякон] - одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера.
Дьячок: в Русской Церкви лица, не имевшие посвящения, но исполнявшие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались дьячками, или причетниками.
Клир — [клирики; от греч. κλῆρος - жребий, удел], обобщающее наименование священнослужителей и церковнослужителей правосл. Церкви. Священнослужители, т. е. епископы, пресвитеры (то же, что иерей, священник) и диаконы, поставляются на служение через таинство Священства (хиротонию), совершаемое епископами. Церковнослужители, или иначе низшие клирики, поставляются епископом, в монастырере также настоятелем в священническом сане. Поставление именуется хиротесией и не является таинством. В допетровский и синодальный периоды истории РПЦ существовали причетники, т. е. лица, причтенные к клиру, но не клирики в собственном смысле. В обычной речи и даже в гос. законодательных актах по отношению к причетникам употреблялось слово «клирик».
В середине XVII в. в клир входил еще и пономарь*, но недолго. Дело в том, что из-за тесноты на церковном кладбище в 7165 г. (1656/1657) по указу царя Алексея Михайловича кладбище было решено расширить и взять под новые места (для могил) «дворовые места дьяконское и пономарское да просвирницыно место… а пономарю и просвирнице жить на попове дворе с попом вместе»2 на противоположной стороне Космодамиановского переулка. В связи с этим в последней четверти XVII в. «усмотрена была великая теснота» и при церкви остались вместе со священником только диакон и дьячок3.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб. 15.
Там же. Стб. 499; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2.
Понома́рь — одна из должностей в составе церковного клира, причетник, не имеющий посвящения. Функции пономаря были очень широкими и пересекались с функциями церковного сторожа, старосты, кандиловжигателя, звонаря, дьячка. В синодальную эпоху обязанности пономаря были сведены в основном к помощи при совершении богослужения. После реформы 1869−1871 гг. минимальный штат причта включал священника и псаломщика; функции последнего совпадали с функциями пономаря. По определению Синода от 16 февр. 1885 г. все причетники стали официально именоваться «псаломщиками». В совр. практике РПЦ тех, кто исполняет функции, схожие со служением пономаря, принято называть алтарииками.
14 июля 1701 г., после смерти священника Алексея Галактионова, его вдова попадья Аксинья Дмитриева продала строение у церкви «на церковной земле на поповском дворе у каменных палат» за 10 р. 50 к. попу Ивану Минину («придела Иоанна Рыльского церкви Николая Чудотворца, что в Мясниках»), ставшему новым священником в церкви Космы и Дамиана4.

Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1893. С. 32.

Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1893. С. 32.

Священник Иван Минин служил в церкви в 1701—1705 гг. Сменил его священник Иаков Данилов, служивший в церкви Космы и Дамиана до 1718 г.5 Его дом занимал на церковной земле площадь в 7 саженей с половиной6. В июле 1703 г. дьяконом стал, сменивший Андрея Иванова «дьячок церкви Мартыны Исповедника, что за Яузой», Михаил Степанов. Андрей Иванов продал ему «строение в церковной дьяконской палате с церковным доходом» за 30 р.7
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
Переписи московских дворов XVIII века. М., 1896. С. 180.
Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1893. С. 210.
18 февраля 1712 г. диакон церкви Космы и Дамиана Козьма Петров (р. ок. 1685 — ум. 1748) переводится на диаконское место в церковь Мартина Исповедника, что в Алексеевской слободе, где священником стал его отец Петр Иванов. При этом было решено, что «на его дьяконове месте, от которой церкви он отходит, иному дьякону не быть»8. Следующий диакон — Петр Козьмин — в церкви Космы и Дамиана появится только в 1729 г.9

Николев И. Н. Перехожее духовенство при московских церквах за 1712 — 1723 годы. М., 1881. С. 42.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.

Николев И. Н. Перехожее духовенство при московских церквах за 1712 — 1723 годы. М., 1881. С. 42.

В 1718 г. на место умершего священника Иакова Данилова в церковь Космы и Дамиана был назначен крестцовый поп* Козьма Герасимов10, прослуживший в ней до середины 1730-х гг. и бывший поповским старостой* по Китайскому *сороку11.
Николев И. Н. Указ. соч. С. 57.
Скворцов Н. А. Архив Московской Св. Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Кн. 1. М., 1911. С. 165.
Соро́к — церковно-административная единица в Москве XVI — начала XX веков: группа церквей, находившихся в непосредственной близости друг от друга. В нынешней Москве сорока́ не существуют, их заменили благочиния.
Поповский староста — в православной церкви административная должность священника до начала (примерно середины) XVIII века, при назначении на которую он становился одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии.
Крестцовые попы — это священники без прихода и без храма, стоявшие на перекрестках и предлагавшие совершить требу или службу для желающих.
В 1742 г. в «Переписной книге г. Москвы» упомянуты: священник Никифор Ефимов, диакон Афанасий Ефимов, дьячок Иван Яковлев, живущие на церковном дворе, занимающем «поперешнику по улице 7 саж., в заднем конце во двор тож, длиннику 11 саж. 1 арш»12.

Переписная книга города Москвы. 1738−1742 гг. Т. 1. М., 1881. С. 33.

Переписная книга города Москвы. 1738−1742 гг. Том 1. М., 1881. С. 33.

В 1748 г., как видно из самой ранней исповедной ведомости церкви Космы и Дамиана, диакон Афанасий Ефимов был уже священником13. Как и Козьма Герасимов, он был поповским старостой по Китайскому сороку (с 1754 г.)14. Скорее всего, он был последним поповским старостой Китайского сорока: в царствование Екатерины II в Москве такой должности уже не было, поповских старост сменили благочинные.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 99.
К 100-летию св. чуд. Космы и Дамиана // МЦВ. 14 сентября 1903. № 37. С. 461.
В 1748 г. в храме Космы и Дамиана диаконом был Алексей Васильев (с октября 1748 г. — Дмитрий Федоров), дьячком Иван Иванов15. В придельной церкви Иоанна Златоуста (к середине XVIII в. она обветшала, не было креста16) служил священник Иван Яковлев17.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 99.
Скворцов Н. А. Указ. соч. С. 135.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 23. Д. 6. Л. 4.
В 1773 г. по указу Московской духовной консистории* в церковь Иоанна Златоуста был определен священник Московского Сретенского монастыря Михаил Иванов (р. ок. 173518, умер 11 апреля 1780 г.19). После смерти содержателя церкви генерал-поручика А.П. Лачинова по указу Московской Духовной Консистории от 1 мая 1784 г. было велено домовую церковь Иоанна Златоуста считать приписанной к церкви Космы и Дамиана в Панех20.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1512. Л. 4 об.
ЦГА Москвы. Оп. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 24 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 516. Л. 15.
Духовная консистория — орган епархиального управления в Русской Церкви в синодальную эпоху, находившийся в ведении правящего архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения.

Метрическая запись* о смерти священника Михаила Иванова. ЦГА Москвы. 11 апреля 1780. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1531. Л. 12.

11 [апреля 1780 г.] В доме генерала Александра Петровича Лачинова преставился домовой священник Михаил Иванов, коему от роду было 45 лет.
В 1771 г. в Москве разразилась чума, унесшая жизни многих москвичей. Среди них оказался и священник Ильинской церкви на Новгородском подворье Иоанн Петров, после чего храм был «опечатан». Московская духовная консистория приняла решение, по которому «удобно» было приписать 39 дворов Ильинского прихода к 8 дворам церкви Космы и Дамиана в Старых Панех21.
Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Кн. 2. М., 1914. С. 61; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 24.
По этой причине Ильинский храм с причтом до 1784 г. был приписан к приходу церкви Космы и Дамиана, что следует из ревизской сказки 1795 г. Причт Ильинской церкви в это время состоял из вдового священника Козьмы Ильина (р. 1734), ранее служившего диаконом при домовой церкви княгини Александры Ивановны Куракиной, и дьячка Петра Спиридонова (р. 1748). Содержание причт получал от церковных доходов и от сдачи внаймы погреба22.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.; Ильинка сквозь века… С. 25.

Фрагмент* ревизской сказки церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1795 г. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.

При имевшейся в приходе вышеописанной Козмодамианской, Ильинской церкви что на Новогородском подворье, которая с 784 года числится в ведомстве преосвященного Гавриила Митрополита Новгородского (по 4-й ревизии написаны были):
Священник Козма Ильин 48 [лет] вдов… находится определенным при и определен, а за известие об оном в оную Академию
После утверждения новых церковных штатов в 1778 г. «по благоволению» архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) в церкви Космы и Дамиана, после долгого перерыва, вновь появился пономарь — Козьма Михайлович Ворохобин (р. ок. 1761 — ум. 1805), позднее бывший пономарем в храме Живоначальной Троицы в Больших Лужниках23. Однако, места построить новое строение на церковной земле у нового пономаря не было, он нанимал квартиру «в Певчей и других местах»24.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1512. Л. 3 об.; ОР РГБ. Ф. 178. К. 11 200. Д. 10. Л. 19.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2−2 об.
Из-за этой непростой ситуации с жильем пономари в церкви постоянно менялись. 21 октября 1780 г. на место пономаря был назначен ученик класса риторики Славяно-греко-латинской академии Григорий Иванов (р. ок. 1757), сын дьячка Николаевской церкви на Щепах Ивана Сергеева25.

ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 160.

Указ* о назначении ученика класса риторики Славяно-греко-латинской академии Григория Иванова в пономари церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 21 октября 1780. ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 160.

Из Московской духовной консистории

В Московскую Славяно-греко-латинскую академию

По указу Ея Императорского Величества и в исполнение Его преосвященства Святейшего правительствующего Синода члена Преосвященного Платона архиепископа Московского и Калужского и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-архимандрита резолюции, в Московской Духовной консистории определено: бываго оной Академии риторики ученика Пречистенского сорока Николаевской церкви что на Щепах дьячка — Ивана Сергеева сына его Григорья Иванова Китайского Сорока к церкви Козмы и Домиана, что в Старых Панех, на праздное место определить в пономаря и определен, а за известие об оном в оную Академию сообщить, о чем сим и сообщается Октября 21 дня 1780 года. Спасо-Андрониевский Архимандрит Симон.
Следующим пономарем стал Иван Андреев, 21 января 1782 г. венчавшейся в церкви Космы и Дамиана с Анастасией Ивановой, дочерью священника Троицкой церкви в Вешняках Ивана Савельева26.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 98.

Метрическая запись* о венчании пономаря Ивана Андреева. 21 января 1782 г. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 98.

21 [января 1782 г.] Женился вышеозначенной церкви пономарь Иван Андреев понял за себя Замоскворецкого сорока церкви Живоначальныя Троицы в Вешняках священника Ивана Савельева дочь Настасья Иванова, оба первым браком и надлежащий обыск чинен был.
17 октября 1782 г. на пономарское место в церковь Космы и Дамиана был переведен дьячок Петропавловской церкви села Косагово Юрьевского уезда Владимирской губернии Петр Иванов27.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 207. Д. 23. Л. 10.
В конце 1778 г. новым священником церкви Космы и Дамиана стал Иоанн Ефимович Левицкий28. В церковном доме священнику Иоанну Левицкому принадлежали средний каменный и верхний деревянный этажи (верхний деревянный этаж был построен «собственным его иждивением»)29.
ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 7; ОР РГБ. Ф. 178. К. 11 200. Д. 10. Л. 19.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29−30.
В 1753—1784 гг. диаконом церкви Космы и Дамиана в Старых Панех был Петр Яковлев (р. ок. 1725 — ум. 1784), сын отставного драгуна Якова Федорова30. Жил он в каменной диаконской палатке. В июле 1783 г. за нанесение побоев диакону Петру Яковлеву, пьянство и неисполнение своих обязанностей из церковного причта был исключен дьячок Михаил Кириллов (р. ок. 1735) (15 сентября 1783 г. он был принят в московские цеховые «по рукавишному мастерству»)31. Умер диакон Петр Яковлев 18 сентября 1784 г., погребен был на Ваганьковском кладбище32.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 267. Л. 283.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 10; Ф. 32. Оп. 3. Д. 262. Л. 4.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 33. Л. 36 об.

Метрическая запись* о смерти диакона Петра Яковлева. 18 сентября 1784. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 33. Л. 36 об.

18 [сентября 1784 г.] умре по христианской должности тоя церкви диакон Петр Яковлев, коему отроду было 60 лет. Погребен того сентября 19 дня на отведенном кладбище.
После смерти диакона Петра Яковлева, 16 октября 1784 г. резолюцией митрополита Московского и Коломенского на прошение настоятеля церкви священника Иоанна Левицкого было определено: «за малоприходством и теснотою места при оной церкви другому диакону не быть», а диаконскую каменную палатку, где он жил, отдать пономарю Петру Иванову33.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 2863. Л. 15 — 15 об.; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2.
В 1784—1815 гг. диакона в церкви Космы и Дамиана не было. Однако, 23 марта 1789 г. прихожане церкви Космы и Дамиана, владельцы приходских домовладений и синодальный регент Иван Тимофеев, обратились с просьбой к митрополиту Платону о назначении нового диакона, где писали, «что мы не желаем, чтобы наша приходская церковь находилась без должного благолепия церковного»34. На место диакона просили назначить сначала дьячка Казанской церкви, что у Калужских ворот, Василия Алексеева, а потом — дьячка церкви Космы и Дамиана Ивана Алексеевича Смирнова (р. 1767 — ум. 1827). Со своей стороны прихожане брали обязательство помочь построить на кладбищенской земле будущему диакону дом35.
Там же. Л. 1−1 об.
Там же. Л. 4 — 4 об.
Тогда же отдельное прошение митрополиту Платону отправили священник Иоанн Левицкий и пономарь Петр Иванов, с просьбой не давать положительного решения первому прошению36. На что последовала резолюция — так как священник и пономарь «не соглашаются быть диакону» и выставляют «свои резоны, то потому и есть препятствие производить диакона»37.
Там же. Л. 2−3.
Там же. Л. 1.
5 февраля 1793 г. пономарь Петр Иванов отправил прошение в экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния с просьбой разрешить «пристроить каменную пристройку в 2 жилья» (двухэтажный каменный дом) к диаконской палатке, где он жил. В диаконской же палатке надстроить этаж и покрыть железом"38. План новой постройки архитектора Семена Карпова был утвержден 29 марта 1793 г.39

ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 833. Л. 1.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп.744. Д. 1651. Л. 80 об.

План московского двора пономаря церкви Космы и Дамиана в Старых Панех Петра Иванова. № 1 — церковный дом церкви Космы и Дамиана. № 2 (заштриховано) — новое владение «в два жилья» пономаря Петра Иванова. № 3 — диаконская палатка. 29 марта 1793. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 477. Л. 14.

В 1798 г. священник Иоанн Левицкий был пострижен в монашество архимандритом Донского монастыря Евлампием с наречением нового имени Иринарх, после чего по указу Святейшего Синода определен на должность синодального ризничего40. Тогда же новым настоятелем храма Космы и Дамиана стал священник Иоанн Симеонович Пахорский, переведенный из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем Ивановском девичьем монастыре41. В церковном доме он занял средний и верхний этажи, заплатив за верхний деревянный этаж, построенный на средства отца Иоанна Левицкого, «по приговору приходских людей» 800 рублей42. В причт церкви Космы и Дамиана в конце XVIII в. входили: священник Иоанн Симеонович Пахорский, дьячок Иван Алексеевич Смирнов и пономарь Петр Иванов.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 29; ГАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 55. Л. 1 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 81 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 — 29 об.

Геометрический план церковного домовладения священника И. С. Пахорского с церковнослужителями. Август 1802. A — каменное жилое строение. B — деревянное нежилое строение. C — деревянная галерея. D — незастроенная земля. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 477. Л. 11.


1 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
2 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 2. М., 1891. Стб. 15.
3 Там же. Стб. 499; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2.
4 Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1893. С. 32.
5 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
6 Переписи московских дворов XVIII века. М., 1896. С. 180.
7 Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1893. С. 210.
8 Николев И. Н. Перехожее духовенство при московских церквах за 1712 — 1723 годы. М., 1881. С. 42.
9 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей… Ч. 1. М., 1884. Стб. 380.
10 Николев И. Н. Указ. соч. С. 57.
11 Скворцов Н. А. Архив Московской Св. Синода конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Кн. 1. М., 1911. С. 165.
12 Переписная книга города Москвы. 1738−1742 гг. Т. 1. М., 1881. С. 33.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 99.
14 К 100-летию св. чуд. Космы и Дамиана // МЦВ. 14 сентября 1903. № 37. С. 461.
15 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 99.
16 Скворцов Н. А. Указ. соч. С. 135.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 23. Д. 6. Л. 4.
18 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1512. Л. 4 об.
19 ЦГА Москвы. Оп. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 24 об.
20 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 516. Л. 15.
21 Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Кн. 2. М., 1914. С. 61; Ильинка сквозь века. История храма пророка Божия на Ильинке. М., 2009. С. 24.
22 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 746. Д. 489. Л. 787 об.; Ильинка сквозь века… С. 25.
23 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1512. Л. 3 об.; ОР РГБ. Ф. 178. К. 11 200. Д. 10. Л. 19.
24 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2−2 об.
25 ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 160.
26 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 98.
27 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 207. Д. 23. Л. 10.
28 ОР РГБ. Ф. 277. Д. 8. Л. 7; ОР РГБ. Ф. 178. К. 11 200. Д. 10. Л. 19.
29 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29−30.
30 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 267. Л. 283.
31 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 10; Ф. 32. Оп. 3. Д. 262. Л. 4.
32 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 33. Л. 36 об.
33 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 2863. Л. 15 — 15 об.; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2.
34 Там же. Л. 1−1 об.
35 Там же. Л. 4 — 4 об.
36 Там же. Л. 2−3.
37 Там же. Л. 1.
38 ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 833. Л. 1.
39 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп.744. Д. 1651. Л. 80 об.
40 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Д. 18. Л. 29; ГАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 55. Л. 1 об.
41 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 81 об.
42 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 — 29 об.