Названия храма
Д. Лобанов
Первое название храма — «Козма и Дамиан в Смоленьском переулке» — относится к XVI в., и было связано с переулком, где он находился. Тогда церковь была еще деревянной, а переулок назывался Смоленским (современный Старопанский), поскольку здесь торговали выходцы из Литвы и Смоленска (Смоленск в 1514 г. вошел в состав Российского государства). О первом названии храма мы узнаем из описания пожара 1564 г., когда сгорела деревянная церковь Космы и Дамиана1. В Лицевом летописном своде Ивана Грозного, хранящемся в Отделе рукописей Государственного Исторического музея, есть миниатюра с изображением этого пожара.

ПСРЛ. Т. 13. Вторая половина. Дополнения к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906. С. 386.

Книжная миниатюра из Лицевого летописного свода* Ивана Грозного. Пожар 24 августа 1564 г.

В том же месяце августе в 24 день в ночи загорелся в Новом городе на Смоленской улице, у церкви Воскресения Христова, двор князя Никиты Одоевского; и сгорело три церкви деревянные: Козьмы и Демьяна в Смоленском переулке, Дмитрия святого Христова мученика на Ильинской улице, святой Параскевы Пятницы во Введенском переулке, да 33 двора, да семь келий.
Второе название храма — «Козмы и Домьяна что позад Степанова двора Васильева Годунова» — возникло в конце XVI в. и относилось уже к каменному храму Космы и Дамиана, построенному тогда же2. Двор боярина Степана Васильевича Годунова (ум. 1603) был отмечен на Большом Петровом чертеже под № 19 среди частных усадеб, заслуживающих особого внимания по мнению составителя3. После смерти Степана Васильевича Годунова двор у церкви Космы и Дамиана унаследовал его старший сын окольничий Степан Степанович Годунов (ум. 1615). Еще в 7133 г. (1624/1625 гг.) храм именовался — «за Степановым двором Годунова»4.
Баталов А.Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 83.
Щенкова О.П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016.
Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
После того, как двор Годуновых перешёл во владение боярина Михаила Борисовича Шеина (ум. 1634), храм Космы и Дамиана получает новое название — «за двором боярина Михаила Борисовича Шеина»5, а позже, в 7160 г. (1651/1652 гг.), по имени внука М. Б. Шеина стольника Семена Ивановича Шеина (ум. 1655) — «за двором стольника Семена Ивановича Шеина»6.

Там же. Стб. 379.
Там же. Стб. 379.

Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.

Тогда же, в середине XVII в., появляется и привычное нам название храма — «в Панех». Название это связано с древним урочищем* «Старые паны» и Панским двором, впервые упоминавшимся в летописях в связи с пожаром 21 мая 1508 г.7. Впервые оно присутствует в документах за 7149 г. (1640/1641 гг.) и относится ко времени постройки придельной к храму Космы и Дамиана церкви Иоанна Златоуста. С этого года храм впервые стал писаться с двойным названием — «церковь Успения Пресвятой Богородицы и Козмы и Дамиана, в Китае городе, в Панех»8.

Миллер П.Н., Сытин П. В. Происхождение названий улиц, переулков, площадей Москвы. М., 1938. С. 83; ПCРЛ.Т. 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 249; ПСРЛ. Т. 13. 1 ч. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1904. С. 9; ПСРЛ. Т. 30. Владимирский летописец. М., 1965. С. 140.
Холмогоров В. И. Указ. соч. Стб. 382.
Уро́чище — в широком смысле, любой географический объект или ориентир, о названии которого договорились («уреклись») люди.

Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 382.

В последней четверти XVII в. двор рядом с церковью наследует правнук М. Б. Шеина — ближний боярин Алексей Семенович Шеин (1652−1700). В 1682 г. А. С. Шеину, после получения им боярства, были даны деньги из казны на починку его двора в Китай-городе9. Тогда же была построена придельная к храму Космы и Дамиана домовая* церковь «Воскресения Христова на дворе боярина Шеина». До пожара 1688 г. какое-то время храм даже назывался по этому приделу — «Воскресения Христова, что в Старых Панех с приделом Космы и Дамиана»10.
Седов П.В. К истории ранней биографии «генералиссимуса Алексея Семеновича Шеина // Петербургский исторический журнал. 2016. № 2. С. 15.
Хавский П. В. Семисотлетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 22.
Домо́вая церковь — православный храм, устроенный и освященный в (при) частном жилище или в каком-либо учреждении.

Хавский П. В. Семисотлетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 22.

После 1688 г. — опять по названию Шеина двора — «церковь Святых Чудотворцев Космы и Дамиана, что позади двора Алексея Семеновича Шеина» или «церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана за Шеиным двором» (1689 и 1698/1699)11.
Там же. С. 21; Холмогоров В. И. Указ. соч. Стб. 379.
В документах конца XVII в. храм имеет два названия — «церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана, что в Панех» и «церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана за Шеиным двором», а в первой четверти XVIII в. — «церковь Успения в Китай-городе, что за Шеином двором» и «церковь Успения Пресвятой Богородицы и Козмы и Дамиана, что в Панех»12.
Там же. Стб. 379, 383, 499.
В переписной книге церковных и приказных служителей г. Москвы 1722−27 гг. церковь упоминается как «церковь Успения Пресвятой Богородицы, что слывет в Старых Панех»13. В исповедных ведомостях* середины XVIII в. храм имеет двойное название — «церковь Успения Богородицы и чудотворцев Космы и Дамиана, что в Старых Панех»14.

РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1815. Л. 61.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 34, 99.
Исповедная ведомость (Исповедная роспись) — ежегодный отчётный документ, составляемый по каждому приходу православной церкви в Российской Империи в XVIII — начале XX вв. и представляющий собой посемейный список всех проживающих на его территории прихожан, с указанием для каждого человека, был ли он в этом году во время Великого поста, или во время других трёх постов, на исповеди и причащался ли у своего священника, а если нет — то по какой причине (например, за малолетством).

Титул* исповедной ведомости церкви Космы и Дамиана

в Старых Панех. 1749 г.

(ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 34).

Роспись Китайского сорока церкви Успения Пресвятой Богородицы и чудотворцев Козмы и Дамиана что в Старых Панех священник Афанасий Ефимов с причетниками обретающемися при оной церкви
В это время придельная церковь Иоанна Златоуста «при доме подполковника Ивана Петровича Роговского» называлась — «церковь Иоанна Златоуста, что в Панех»15. В росписи московских церквей 1778 г. церковь значится как «церковь Успения Богородицы, что в Старых Панех с приделом чудотворцев Космы и Дамиана»16.

Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск 1. М., 1911. С. 86.
Роспись московских церквей. М., 1778. С. 14.

Роспись московских церквей. М., 1778. С. 14.

Новое название храма — «церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Старой Певчей» появляется в конце XVIII в.17 Название это было связано с Синодальной певчей слободой, дворы которой вошли в середине 1770-х гг. в состав прихода Космодамиановской церкви.
Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 8.
Интересно, что «в Старой Певчей», «в Певчей», «близ Певчей» присутствует не в документах самой церкви (здесь храм по-прежнему называется или «церковью Космы и Дамиана в Панех» или «храмом Успения Пресвятой Богородицы в Старых Панех»), а в документах других московских церквей, где упомянут приход церкви Космы и Дамиана. Так, одно из первых упоминаний, относится к 1798 г. Это — брачный обыск* церкви Богоявления Господня в Елохове отпущенной на волю дворовой девки Екатерины Никифоровой, живущей «в приходе Козмы и Дамиана, что близ Певчей, в доме московского купца Ивана Михайлова Шорина»18.
ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 3. Д. 10. Л. 171.
Брачный обыск — это письменный акт, который составлялся в церквях дореволюционной России и содержал сведения о людях, собирающихся венчаться. Этот документ устанавливал отсутствие препятствий к совершению брака со стороны жениха и невесты.
Встречается такое название храма и в описании московских церквей за 1831 г., где под числом 1 июля написано: «Придел при церкви Успения Пресвятой Богородицы, что близ большой певчей»19. Последнее упоминание названия храма — «церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Певчей» относится к 1871 г.20

Хавский П. В. Указ. соч. С. 22.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 764. Д. 35. Л. 274.

Хавский П. В. Семисотлетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 22.

Один раз, в завещании московского купца 2-й гильдии Алексея Федоровича Матвеева, встретилось название храма по соседнему Черкасскому переулку — «церковь Косьмы и Дамиана в городе в Черкасском переулке» (город здесь — Китай-город)21.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 645. Д. 169. Л. 2.

Фрагмент* завещания московского купца 2-й гильдии А. Ф. Матвеева. Вторая половина 1840-х гг. (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 645. Д. 169. Л. 2).

билет предоставить в церковь Косьмы и Дамиана в городе в Черкасском переулке
С последней четверти XIX в. храм уже во всех документах называется — «церковь Космы и Дамиана, что в Старых Панех».

1 ПСРЛ. Т. 13. Вторая половина. Дополнения к Никоновской летописи. Так называемая Царственная книга. СПб., 1906. С. 386.
2 Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. С. 83.
3 Щенкова О. П., Щенкова А. С. Московский центр в Китай-городе XVI—XVII вв. М., 2016.
4 Холмогоров В. И. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов В.И. и Г. И. Холмогоровыми, при руководстве И. Е. Забелина. Ч. 1. М., 1884. Стб. 379.
5 Там же. Стб. 379.
6 Там же. Стб. 379.
7 Миллер П. Н., Сытин П. В. Происхождение названий улиц, переулков, площадей Москвы. М., 1938. С. 83; ПCРЛ.Т. 8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859. С. 249; ПСРЛ. Т. 13. 1 ч. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1904. С. 9; ПСРЛ. Т. 30. Владимирский летописец. М., 1965. С. 140.
8 Холмогоров В. И. Указ. соч. Стб. 382.
9 Седов П. В. К истории ранней биографии «генералиссимуса Алексея Семеновича Шеина // Петербургский исторический журнал. 2016. № 2. С. 15.
10 Хавский П. В. Семисотлетие Москвы 1147−1847, или Указатель источников ее топографии и истории за семь веков. М., 1847. С. 22.
11 Там же. С. 21; Холмогоров В. И. Указ. соч. Стб. 379.
12 Там же. Стб. 379, 383, 499.
13 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1815. Л. 61.
14 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 142. Л. 34, 99.
15 Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск 1. М., 1911. С. 86.
16 Роспись московских церквей. М., 1778. С. 14.
17 Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 8.
18 ЦГА Москвы. Ф. 2126. Оп. 3. Д. 10. Л. 171.
19 Хавский П. В. Указ. соч. С. 22.
20 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 764. Д. 35. Л. 274.
21 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 645. Д. 169. Л. 2.