История храма Космы и Дамиана в Старых Панех в XIX веке
Д. Лобанов
В XIX в. в истории храма свв. Космы и Дамиана в Старых Панех и в жизни прихода произошел ряд значительных изменений. В начале века к храму относилась приписанная с 1784 г. каменная придельная церковь Иоанна Златоуста, ранее бывшая на содержании генерал-поручика Александра Петровича Лачинова (ум. 1784). В приход входило 46 дворов, прихожан было 175 мужчин и 137 женщин. К 1821 г. количество дворов увеличилось до 48, включая 33 двухэтажных домика бывшей Синодальной слободы, а число прихожан насчитывало уже 568 человек1.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1531. Л. 11 об. – 12; Д. 1651. Л. 80 об.

Фрагмент* клировой ведомости церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. 1798 г.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1531. Л. 12.

Сколько приходских дворов и священноцерковнослужителей и на каком содержании // 46 дворов. Священноцерковнослужители содержание имеют от доходов приходских людей.
Кто именно прихожане и сколько душ мужеска и женска пола в приходе // Прихожан от фельдмаршала до полковника в оном приходе не имееется, а прочив разночинцев: мужеска [пола] – 175, женска – 137.
По справке Консистории о священноцерковнослужителях оказалось – [Прочерк].
О упраздненных и к другим приходами приписанным церквам // К оной церкви приписана церковь каменная Иоанна Златоустова, бывшая на содержании генерала Лачинова, в 1784 году по указу Московской духовной консистории. Особливого причта при оной церкви не имеется.
К середине XIX в. в приходе осталось всего 22 двора (домики Певчей слободы объединили два ряда строений – Большой и Малый дома синодальных певчих), однако количество прихожан, включая раскольников*, увеличилось до 732 человек (520 мужчин и 212 женщин)2.
В списки прихожан храма в исповедных ведомостях включались также отдельным списком раскольники, живущие на территории прихода того или иного храма.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1588. Л. 109.

Фрагмент исповедной ведомости церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. 1850 г.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1588. Л. 109.

Каждая веха в истории храма связана с именами конкретных людей и в первую очередь – с его настоятелями. В 1798 г. настоятелем храма стал священник Иоанн Симеонович Пахорский (1768–1833), переведенный из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в бывшем Ивановском девичьем монастыре3. В причт церкви свв. Космы и Дамиана тогда также входили дьячок Иван Алексеевич Смирнов и пономарь Петр Иванов.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 81 об.
К концу XVIII в. храм обветшал, и 24 октября 1800 г. московский митрополит Платон (Левшин) в ответ на просьбу о. Иоанна Пахорского и прихожан дал разрешение перестроить здание храма, и при этом разобрать придел свт. Иоанна Златоуста: «по неимению в нем надобности и материал определить на построение Космодамиановской церкви и колокольни»4.
ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 1.
В 1801 г. план работ дополнился: было решено «вновь пристроить на погосте придельную церковь длиною на 10 сажень (21,3 м), шириною с левой стороны 4 (8,5 м), а с правой на 5 саженей (10,7 м)»5. 31 августа 1801 г. разрешение на строительство дал московский военный губернатор генерал-фельдмаршал Иван Петрович Салтыков6. Придельную церковь свт. Иоанна Златоуста и старую колокольню разобрали7. Придел свв. Космы и Дамиана и новая трапезная были построены в 1803 г. на месте старого *погоста8. При постройке новой колокольни использовались также материалы разобранной в 1802 г. церкви Жен-Мироносиц на Никольском крестце9. Фасад храма полностью изменился и вместе с колокольней был выполнен в стиле классицизма. Главный вход был оформлен на северном фасаде и представлял собой четырехколонный портик, второй вход располагался с западной стороны, справа от колокольни10.
ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2 об.
ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2а, 3 об. – 4а об., 5 – 5 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 5. Л. 1.
Волков А.Н., Лурье Б.Д., Тренин А.Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панах, 1564 г., 1640 г., 1803 г.» по адресу: г. Москва, Старопанский пер., д. 4, стр. 2. М., 2015. С. 7.
Скворцов Н.А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 10.
Волков А.Н., Лурье Б.Д., Тренин А.Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панах, 1564 г., 1640 г., 1803 г.» по адресу: г. Москва, Старопанский пер., д. 4, стр. 2. М., 2015. С. 6.
Пого́ст — в древней Руси место в поселении, где останавливались и торговали купцы. Впоследствии и сейчас является архаичным синонимом слову «кладбище».

План* перестройки церкви. 9 августа 1801 г.

ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 3 об., 4а об

Новый фассадъ согласно определению Конторы строить позволить. Августа дня 1801-го года.
По разсмотрению сей фассадъ в московской Конторе городской конторе ОПРЕДЕЛЕНО: оному священнику Семенову значущияся на плане под темной тушью часть церкви и калакольню сломать безостатку и потом, уже вновь каменныя под номерами 2 пристроить на пагосте предельную церковь длиною на десяти шириною с левой стороны на четырех, а с правой на пяти саженях. И кровлю покрыть: как на старой так и на новой железом, со изъяснениемъ, чего сей фассадъ На основании высочайшего Устава Главы IX параграфа 11 представить /представляется/ на разсмотрение и апрабацию Его Сиятельству господину генералу фельдмаршалу московскому военному губернатору и кавалеру графу Ивану Петровичу Салтыкову Августа 9 дня 1801 года.
Секретарь Вознесенский.
Фассадъ вновь прожектированной предельной церкви и колокольни при церкви Космы и Дамиана что в Старых Панех.
Августа 9 дня 1801 года.
Под вновь выстроенной частью церкви был устроен обширный подвал с низким крытым входом на западном фасаде, состоящий из трех палат с «каменным чуланом». До 1868 г. подвал сдавали внаем. Доход от его аренды в 1830 г. составил 420 р. ассигнациями, из этой суммы половина денег шла на содержание церкви, другая половина – клиру11. В 1840-х гг. подвал снимал за 125 р. серебром в год «для поставки виноградных вин» московский купец 2-й гильдии Иван Тимофеевич Морозов12.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 80 об.; Д. 2446. Л. 72.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 627. Д. 249. Л. 1 – 1 об.

Фрагмент* клировой ведомости церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. 1830 г.

ЦГА Москвы. Ф. 2123. Оп. 1. Д. 1. Л. 21 об.

Под Космодамианскою придельною церковию имеется выход, который отдается за 420 рубле в год, из которого числа 210 рублей, по резолюции Преосвященного Архиепископа Августина, употребляется на содержание Церкви, а другая часть предоставлена в раздел священноцерковнослужителям.
25 февраля 1804 г. священник Иоанн Пахорский с «приходскими людьми» обратился к митрополиту Платону (Левшину) с прошением о восстановлении в церкви свв. Космы и Дамиана придела свт. Иоанна Златоуста. Его устроили на новом месте, над вновь построенным приделом святых бессребреников Космы и Дамиана. Иконы и утварь были взяты из ранее упраздненной домовой церкви генерал-поручика А.П. Лачинова13.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 15. Д. 5. Л. 1–2.
Священнослужители поднимались в верхний придел Иоанна Златоуста по крутой лестнице, а прихожане слушали службу, стоя внизу. Иконостас здесь был «кругообразный», столярной работы14. В 1878 г. после установки в приделе свв. Космы и Дамиана нового иконостаса придел свт. Иоанна Златоуста был упразднен15.
ОР РГБ. Ф. 178. К. 11200. Д. 9. Л. 2. Л. 32.
Александровский М.И. Указатель московский церквей. М., 1915. С. 4.

Геометрический план церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех. 7 мая 1806 г.

ЦГА Москвы. Ф. Т-1. Оп. 4. Д. 1. Л. 1 б.

В 1808 г. в Русской Церкви был официально утвержден институт церковных старост. По инструкции от 17 апреля 1808 г., староста избирался сроком на 3 года из числа «доверия достойных» прихожан16. Первым выбранным 18 декабря 1808 г. церковным старостой церкви свв. Космы и Дамиана стал владевший двором в Богоявленском переулке московский купец 2-й гильдии Иван Михайлович Шорин (1748–1825)17.
Староста церковный — человек из мирян (обычно), ведающий хозяйством церковной общины.
Инструкция церковным старостам (утв. 17 апреля 1808 г.) и последовавшие с того времени законоположения, относящиеся к обязанностям их, с приложением положений: о приходских попечительствах и церковных братствах / Сост. прот. Иоанн Чижевский. Харьков, 1883. С. 1.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 11.
Война 1812 г. оставила глубокий след в истории храма свв. Космы и Дамиана. Чудом избежал встречи с неприятелем о. Иоанн Пахорский, выехавший из Москвы в последний момент, 2 (14 по н. ст.) сентября 1812 г. – в день вступления в город наполеоновских войск18. Все его имущество погибло в Московском пожаре 1812 года19. Церковный трехэтажный каменный дом с пристройкой обгорел. Деревянные дома – священника и пономаря Петра Иванова, а также дом, выстроенный при церкви для семинаристов, и все приходские дворы полностью сгорели20. О. Иоанн спас серебряные ризы с икон, лучшие сосуды и облачения, кадила. Они были зарыты в земле недалеко от церкви. Антиминс уцелел только на престоле придела свт. Иоанна Златоуста, антиминсы на других престолах были утрачены. Иконостасы, однако, сохранились в целости. Стропила «на трапезных» во всех приделах сгорели (восстановлены позднее церковным старостой И.М. Шориным)21.
Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. Приложение. С. 11–12.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 об.
Скворцов Н.А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 11–12.
ЦГА Москвы Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1, 1 об.

Скворцов Н.А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 11–12.

29 декабря 1830 г. о. Георгий Беляев сменил о. Иоанна Пахорского на посту настоятеля храма22. При о. Георгии в1838 г. придел свв. Космы и Дамиана был соединен общей трапезной с приделом Успения Пресвятой Богородицы23.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1860. Л. 28 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2259. Л. 94.
15 февраля 1850 г. новым настоятелем стал священник (впоследствии протоиерей) Федор Павлович Соловьев (1812–1884)24. При о. Федоре были обновлены: в 1853 г. – придел Успения Пресвятой Богородицы, а в 1877 г. – «на пожертвования», – придел свв. Космы и Дамиана. Церковный дом был капитально отремонтирован, а в 1860 г. совершенно перестроен. Все это оказалось возможным благодаря тому, что о. Федор имел духовных чад из среды московского купечества, ставших благотворителями храма25. К 1 июля 1883 г. заботами о. Федора церковный капитал составил 96536 рублей26.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2341. Л. 115 об. – 116; Оп. 670. Д. 5. Л. 6 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 6. Л. 1 об., 6 об., 25 об.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 53 об.
В 1881 г. определением Московской духовной консистории коммерции советнику Алексею Ивановичу Хлудову (1818–1882) было разрешено арендовать церковный участок земли церкви свв. Космы и Дамиана в Старых Панех в 31 ½ саж. для постройки «каменного трехэтажного корпуса с подвальным этажом». При этом предполагалось снести строение к западу от колокольни. Новое здание было построено по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко (1825–1888)27. По договору с А.И. Хлудовым новый дом был построен на условии 12-летней аренды здания, после чего оно должно было перейти в собственность церкви28.
ЦГАМ. ОХНТДМ. Т–1. Оп. 4. Д. 5. Л. 1.
ЦГАМ. Р–1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 97.

Проект фасада дома Хлудова (один из церковных домов церкви свв. Космы и Дамиана, до 1894 г. в аренде у Хлудовых). Архитектор П.П. Скоморошенко. Август 1881 г.

ЦГА Москвы. ОХНТДМ. Т – 1. Оп. 4. Д. 5. Л. 11.

В XIX в. произошли изменения и в составе причта. В 1815 г. его штат расширился. На вновь открытую 26 февраля 1815 г. диаконскую вакансию был переведен из церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах диакон Георгий Михеевич Беляев (будущий настоятель). До этого вакансия была закрыта с 16 октября 1784 г. после смерти диакона Петра Яковлева  «за малоприходством и теснотою места»29.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 2863. Л. 15 – 15 об.;
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2.
16 февраля 1885 г. определением Св. Синода для всех причетников было утверждено звание псаломщика, вместо дьячков и пономарей. Круг обязанностей псаломщиков был определен журналом присутствия по делам православного духовенства. В него входило: клиросное чтение и пение, чтение записок на проскомидии и синодиков, сопровождение священника при совершении треб, ведение дел и документооборота храма и прихода (заполнение метрических книг, исповедных росписей, составление описи приходской библиотеки и т.д.). В храме свв. Космы и Дамиана по штату было два псаломщика: первым псаломщиком стал бывший пономарь Алексей Степанович Никольский (1835–1901), вторым – переведенный 21 сентября 1885 г. из церкви Рождества Богородицы за Смоленским воротами Тимофей Тимофеевич Некрасов (1847–1918)30.
Псаломщик — в Русской Церкви одно из наименований причетника (дьячка, пономаря), несущего церковное служение без поставления от епископа. Постановлением Синода от 16 февр. 1885 г. «псаломщик» был признан единственным офиц. именованием всех причетников.
В круг обязанностей П. официально входили: клиросное чтение и пение, чтение записок на проскомидии и синодиков, сопровождение священника при совершении треб, ведение дел и документооборота храма и прихода (заполнение метрических книг, исповедных росписей, составление описи приходской б-ки и т. д.).
ЦГАМ. Р–1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 135 об.;
МЦВ. Оф.отд. №31. 27 октября 1885. С. 122.
Еще одно новшество появилось в 1860-е годы усилиями прихожанина: отставной титулярный советник Дмитрий Григорьевич Вигилев (в 1875–1886 гг. регент Синодального хора), организовал в храме хор из чернорабочих, который пел «весьма удовлетворительно»31.
РГАДА. Ф. 1183. Оп. 9. Ч. 3. Д. 110. Л. 3 об.

Фотография протоиерея В.С. Богословского из книги И.Ф. Токмакова. Город Волоколамск Московской губернии.

Краткий историко-статистический и археологический очерк. М., 1906.

В августе 1884 г. настоятелем стал протоиерей Василий Сергеевич Богословский (1826–1909). При нем храм был великолепно отделан внутри и снаружи32. В 1900 г. приход церкви свв. Космы и Дамиана включал в себя 15 домовладений, число прихожан сократилось до 342 человек (298 мужчин и 44 женщины). Причт храма состоял из священника, диакона и двух псаломщиков. Диаконом был Михаил Александрович Соловьев (1843–1908), псаломщиками по-прежнему служили Алексей Степанович Никольский и Тимофей Тимофеевич Некрасов33.
МЦВ. Оф. отдел. 19 ноября 1901 г. №46. С. 115;
МЦВ. 11 января 1909. №2. С. 49.
РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 1926. Л. 1

Приход храма свв. Космы и Дамиана в Старых Панех на плане Китай-города. 1886 г.

№ 71 – церковь Космы и Дамиана.

1 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1531. Л. 11 об. – 12; Д. 1651. Л. 80 об.
2 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 747. Д. 1588. Л. 109.
3 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 81 об.
4 ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 1.
5 ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2 об.
6 ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2а, 3 об. – 4а об., 5 – 5 об.
7 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 5. Л. 1.
8 Волков А.Н., Лурье Б.Д., Тренин А.Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панах, 1564 г., 1640 г., 1803 г.» по адресу: г. Москва, Старопанский пер., д. 4, стр. 2. М., 2015. С. 7.
9 Скворцов Н.А. Уничтоженные в Московском Китай-Городе церкви. М., 1895. С. 10.
10 Волков А.Н., Лурье Б.Д., Тренин А.Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы… Там же. С. 6.
11 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1651. Л. 80 об.; Д. 2446. Л. 72.
12 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 627. Д. 249. Л. 1 – 1 об.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 15. Д. 5. Л. 1–2.
14 ОР РГБ. Ф. 178. К. 11200. Д. 9. Л. 2. Л. 32.
15 Александровский М.И. Указатель московский церквей. М., 1915. С. 4.
16 Инструкция церковным старостам (утв. 17 апреля 1808 г.) и последовавшие с того времени законоположения, относящиеся к обязанностям их, с приложением положений: о приходских попечительствах и церковных братствах / Сост. прот. Иоанн Чижевский. Харьков, 1883. С. 1.
17 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 11.
18 Розанов Н.П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Св. Синода (1721–1821). Ч. 3. Кн. 2. М., 1871. Приложение. С. 11–12.
19 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 209. Д. 4. Л. 29 об.
20 Скворцов Н.А. Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху Отечественной войны 1812 года. Выпуск 1. Церкви г. Москвы Китайского и Ивановского сорока. М., 1911. С. 11–12.
21 ЦГА Москвы Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1, 1 об.
22 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1860. Л. 28 об.
23 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2259. Л. 94.
24 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2341. Л. 115 об. – 116; Оп. 670. Д. 5. Л. 6 об.
25 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 6. Л. 1 об., 6 об., 25 об.
26 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 5. Л. 53 об.
27 ЦГАМ. ОХНТДМ. Т–1. Оп. 4. Д. 5. Л. 1.
28 ЦГАМ. Р–1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 97.
29 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 752. Д. 2863. Л. 15 – 15 об.; ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 12. Л. 2.
30 ЦГАМ. Р–1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 135 об.; МЦВ. Оф. отд. № 31. 27 октября 1885. С. 122.
31 РГАДА. Ф. 1183. Оп. 9. Ч. 3. Д. 110. Л. 3 об.
32 МЦВ. Оф. отдел. 19 ноября 1901 г. № 46. С. 115; МЦВ. 11 января 1909. № 2. С. 49.
33 РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 1926. Л. 1.