Успенский придел
Д. Лобанов
Первое упоминание названия церкви Космы и Дамиана как Успенской (по другому приделу), есть в записи ладанных книг* от 14 августа 1619 г. (7127 г.) — «к Успению Пресвятей Богородицы что позади Степановского двора Годунова»1. В это время в храме, кроме придела Космы и Дамиана, был еще придел Святителя Николая Чудотворца, расположенный с южной стороны храма (первое упоминание относится к 1 декабря 1617 г.)2. Если Успенский придел появился еще до Смутного времени, то не исключено участие в его создании Годуновых.
Павлович Г. А. Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг (Опыт справочника-указателя) // Сакральная топография средневекового города / Ред-сост. А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. Т. 1. М., 1998. С. 162.
Там же. С. 158.
Ла́данные книги — книги, содержавшие, в основном, сведения о церквах, соборах и важнейших предметах церковного устройства. Хранятся в архиве московской оружейной палаты.
С упоминания храма в ладанных книгах за 7126−7128 гг. (1617−1620 гг.) присутствует и двуименность храма: так, придел Святителя Николая указан и как придел «что у Козьмы и Домьяна», и как придел что у Успения «Пречистой Богородицы»3. При этом, Успенский придел был главным в храме. Так, в «Древней российской вивлиофике» о храме было написано — «Церковь Успения Пресвятыя Богородицы, что в старых Панех. В оной придел Космы и Дамиана»4.

Там же. С. 158, 162.
Древняя российская вивлиофика. Ч. XI. М., 1789. Стб. 284.

Древняя российская вивлиофика. Ч. XI. М., 1789. Стб. 284.

В 1641 г. «подле» церкви Космы и Дамиана была построена придельная церковь Иоанна Златоуста5. В 1801 г. церковь решено было перестроить и «вновь пристроить на погосте придельную церковь длиною на 10 сажень (≈ 21,3 м), шириною с левой стороны 4 (≈ 8,5 м), а с правой на 5 саженей (≈ 10,7 м)»6. Южная часть храма — церковь Успения Пресвятой Богородицы и трапезная 1803 г. были построены на месте старого *погоста7. При перестройке церкви Космы и Дамиана в 1803 г. придельная церковь Иоанна Златоуста была разобрана8. Архитектура фасада храма полностью изменилась. Перестроенный храм и колокольня были решены в стиле классицизма9.

ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2 об.
Волков А.Н., Лурье Б. Д., Тренин А. Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панах, 1564 г., 1640 г., 1803 г.» по адресу: г. Москва, Старопанский пер., д. 4, стр. 2. М., 2015. С. 7.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 5. Л. 1.
Волков А.Н., Лурье Б. Д., Тренин А. Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы… Там же. С. 6.
Пого́ст — в древней Руси место в поселении, где останавливались и торговали купцы. Впоследствии и сейчас является архаичным синонимом слову «кладбище».

План церкви Космы и Дамиана, что в Старых Панех. 9 августа 1801. ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723. Л. 2а. № 2 — место на погосте для нового придела Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектор Д.П. Сухов, реставрировавший храм Космы и Дамиана в 1926—1928 гг., предположил, что Успенский придел был расположен на месте разобранной придельной церкви Иоанна Златоуста10. Однако, осматривавшая храм 11 декабря 1919 г. комиссия Церковного отдела по охране памятников искусства и старины при Моссовете отметила, что придельный храм Иоанна Златоуста был построен на левой, северной стороне храма, в отличии от приделов Святителя Николая и Похвалы Богородицы, построенных с правой, южной стороны храма11. Не видим мы церкви Иоанна Златоуста с южной стороны храма, на месте будущего Успенского придела, и на плане 1770-х гг. (к этому времени приделы Святителя Николая и Похвалы Богородицы были упразднены)12. Все это подтверждает расположение придельной церкви Иоанна Златоуста с левой, северной стороны храма.

ЦГАМ. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 180. Л. 33.
ЦГАМ. Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
Яковлев И. В. Игнатьева Е.Г. Историко-архивная справка по владению церкви Косьмы и Дамиана в Старых Панех (Старопанский д. 4 стр. 2). М., 1996. С. 6.

Планы церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. 1770-е гг. и 1806 г. Яковлев И. В., Игнатьева Е. Г. Историко-архивная справка по владению церкви Косьмы и Дамиана в Старых Панех (Старопанский д. 4 стр. 2). М., 1996. С. 6.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что Успенский придел и придел Космы и Дамиана находились в одном объеме храма, один над алтарем другого, как позднее придел Иоанна Златоуста, восстановленный в 1804 г. над приделом святых бессеребренников Космы и Дамиана.
Во время пожара 1812 г. антиминс Успенского придела был утрачен, но иконостас сохранился. Стропила в трапезной сгорели (были восстановлены на средства церковного старосты московского купца Ивана Михайловича Шорина)13.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1, 1 об.
25 июля 1813 г. отец Иоанн Пахорский и церковный староста купец И. М. Шорин отправили прошение епископу Августина на освящение обновленного Успенского придела. Освящен придел Успения Богородицы был 16 августа 1813 г. протоиереем Покровского собора Иоанном Дмитриевичем Шумиловым-Платоновым, благочинным Китайского сорока (И.Д. Шумилов-Платонов был прадедом Анны Павловны Клириковой, жены настоятеля церкви Космы и Дамиана в Старых Панех протоиерея Александра Васильевича Клирикова)14.

ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.

Рапорт* благочинного Китайского сорока протоиерея Иоанна Шумилова-Платонова. 16 августа 1813 г. ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.

Получен 23 августа 1813 г.

Святейшего правительствующего Синода

Конторы Члену, Преосвященнейшему Августину,

Епископу Дмитровскому, Святого Александра

Невского и святыя Анны Кавалеру

Покровского Собора Протоиерея и

Благочинного Иоанна Платонова

Покорнейший Репорт


По воспоследовавшим от вашего Преосвященства резолюциям, при сем прилагаемых два храма во имя Успения Божией Матери, мною освящены. Первый у Большого Креста 15-го Августа, а второй у Космы и Дамиана 16-го тогож месяца. О чем Вашему Преосвященству покорнейше репорт Благочинный Протоиерей Иоанн Платонов.
В 1838 г. зимний придел Космы и Дамиана был соединен общей трапезной с приделом Успения Пресвятой Богородицы15. В 1853 г. Успенский придел был возобновлен (обновлен) и расписан16. 8 ноября 1898 г. был освящен новый антиминс митрополитом Московским и Коломенским Владимиром* (Богоявленским)17. На этом антиминсе служили вплоть до закрытия храма в конце 1929 г.

Владимир (Богоявленский) -первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея. Прославлен Русской православной церковью в 1992 году в лике святых как священномученик. День молитвенного поминовения священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) объявлен днём молитвенного поминовения всех новомучеников российских (ближайшее воскресенье к 7 февраля по н. ст.).
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2259. Л. 94.
ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 6. Л. 1 об.
ЦГАМ. Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 79 об.

Фрагмент описи имущества церкви Космы и Дамиана в Старых Панех. Ок. 1920 г. ЦАГМ. Ф. Р — 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 79 об.

В алтаре храма, на горнем месте, в особом деревянном иконостасе находилась Иверская икона Божией Матери, пожертвованная в октябре 1836 г. иркутским купеческим сыном Петром Николаевичем Трапезниковым. В иконостасе по правой стороне от Царских врат был образ Спасителя в серебряной ризе, сооруженной в 1833 г. на средства московского купца Ксенофонта Семеновича Бубнова. Направо от арки в трапезной части в вызолоченном и украшенном резьбой деревянном иконостасе, была старинная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», пожертвованная в храм на поминовение «по своим родителем и по себе» гостем Симеоном Потаповым 1 декабря 1674 г.18
Там же. Л. 80 об., 81 об., 83 об.
В августе-сентябре 1926 г. вместе с колокольней и трапезной частью придела Космы и Дамиана была снесена и часть трапезной Успенского придела19. В конце 1929 г. храм был закрыт.

ОХНТД г. Москвы. Ф. Т. — 2. Оп. 1. Т. 10. Д. 8993. Л. 67.

ОХНТД г. Москвы. Ф. Т. — 2. Оп. 1. Т. 10. Д. 8993. Л. 67. План и фасад церкви Козьмы и Дамиана. Темным цветом на плане показана сносимая часть храма. Вариант проекта реставрации храма XVII в. 1926 г. Архитектор Д. Сухов.

В 1995 г. храм Космы и Дамиана был возвращен Русской Православной Церкви. 9 декабря 1995 г. был освящен южный придел Успения Пресвятой Богородицы.

Храм Космы и Дамиана в Старых Панех. 1 июля 1999 г.


1 Павлович Г. А. Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг (Опыт справочника-указателя) // Сакральная топография средневекового города / Ред-сост. А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. Т. 1. М., 1998. С. 162.
2 Там же. С. 158.
3 Там же. С. 158, 162.
4 Древняя российская вивлиофика. Ч. XI. М., 1789. Стб. 284.
5 ЦГА Москвы. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
6 ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 723.Л. 2 об.
7 Волков А.Н., Лурье Б. Д., Тренин А. Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панах, 1564 г., 1640 г., 1803 г.» по адресу: г. Москва, Старопанский пер., д. 4, стр. 2. М., 2015. С. 7.
8 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 5. Л. 1.
9 Волков А.Н., Лурье Б. Д., Тренин А. Б. Акт государственной историко-культурной экспертизы… Там же. С. 6.
10 ЦГАМ. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 180. Л. 33.
11 ЦГАМ. Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 102.
12 Яковлев И. В. Игнатьева Е.Г. Историко-архивная справка по владению церкви Косьмы и Дамиана в Старых Панех (Старопанский д. 4 стр. 2). М., 1996. С. 6.
13 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 1, 1 об.
14 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 14. Д. 6. Л. 4.
15 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2259. Л. 94.
16 ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 670. Д. 6. Л. 1 об.
17 ЦГАМ. Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 44. Л. 79 об.
18 Там же. Л. 80 об., 81 об., 83 об.
19 ОХНТД г. Москвы. Ф. Т. — 2. Оп. 1. Т. 10. Д. 8993. Л. 67.